Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Танатотерапия - искусство жизни и смерти.

Танатотерапия является, прежде всего, психотерапевтическим методом воздействия на весь круг проблем человека и затрагивает все виды телесности: индивидуальное тело, семью, организацию и государство как тело (2). В ее основе - целительные биологические реакции, организующие и корректирующие энергетический баланс в теле человека. Танатотерапия (от греч. thanatos смерть и therapia - уход, забота, лечение) - область установления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти (1) и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта. Утрата культуры т. н. правильного, естественного умирания и смерти (6), выражающейся в подготовке к смерти при жизни, ясном понимании наличия процессов умирания и смерти в каждодневных жизненных актах, отсутствие примеров такой смерти в настоящий момент - сформировало образ смерти-монстра, мучительной агонии. Даже слово смерть превратилось в табу.

В обычной же жизни человек ежедневно сталкивается с различными аналогами процесса умирания и смерти.

Расслабление как смерть.

Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело и последнее становится объектом предметом (сравни, "покойник", "вечный покой"). В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т. е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги).

Сон как смерть.

Наилучшим образом это прослежено в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение). Механизм целительности сновидений аналогичен механизму целительности танатотерапии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «Русском теле» (2) или, наоборот, — отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»), что способствует ее разблокированию и гармонизации.

Любое окончание, завершение как смерть.

Это и deadline приема заявок на конференции и симпозиумы, и слова песни «расставанье — маленькая смерть». В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и падения в статусе взрослых людей обычно инициируются через смерть, что смягчает, устраняет временной разрыв (9,11).

Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «маленькая смерть»

В момент оргазма колоссальный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти — при разделении души и тела) сопровождается страхом потери собственного Я / Self/Эго, что приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный механизм «заземления» энергии чувств).

Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процессами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др).

Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, моделирует процесс правильного естественного умирания. В ее основе — характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т. н. биологическое дыхание и др) Каждый те тесный прием охватывает целую область работы с телом человека и оформляется через своеобразный принцип Мы приведем лишь некоторые из приемов танатотерапии.

Подготовительное упражнение

Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии — практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию «звезды» ("фигуру Витрувия" Леонардо да Винчи) с ладонями, обращенными наружу.

                                              Изображение - vitruvian-man.jpg

                                                  Фигура Витрувия

Почему же практически во всех случаях избегается позиция «звезды»? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, лежащею в такой позиции. У большинства эго ассоциируется с "опасностью лишиться, потерять" Но не учитывается другая сторона позиции звезды" — это одновременно и позиция максимального получения. В этой амбивалентности данной позиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься получить". Живя (а мы действительно так в основном живем) в позиции закрытости — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. Отсюда — и главная цель телесных практик в любых системах психотерапии и эзотерических системах помочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной.

Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т. н. реальных позиций и характеризуются максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энергичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (круг участников семинара, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.
                           

                                         1. «Театр прикосновений»

Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно-действующим (от англ. act — действие), другой — «зрителем», пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов - игольчатые, точечно касаясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партнера); разного рода «перекрытия - мосты», например, своей рукой перекрыть обе ноги партнера.

Главное условие правильности выполнения данного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после начала выполнения приема, а не «набрасываться» на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае контакты со стороны «актеров» становятся актуальными, принятыми «зрителями».

Цель «актеров» в этом импровизированном театре тела («телесном джазе», но меткому выражению П Горобца) — удивить своих партнеров, причем, удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринимающих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?", "где будут касаться в следующий раз?" и др.).

Время, отводимое на это упражнение - 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Хорошо данное упражнение сопровождать музыкой медитативно - релаксационного характера.

Специальное замечание касается окончания данного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо подняться и сесть (вспоминается, что так поднималась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послушное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достижение характеристик которого и нацелен данный прием).

                                      2. «Телесная гомеопатия»

В этом приеме мы открываем для себя область т.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с одним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon', 'Fragmenta de Viribus" (1805) и "Reine Arzneimittellehrc" (181t) сформулировал принцип, который применительно к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.

В демонстрации партнер, на котором вы показываете данный прием, занимает позицию «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, прикоснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) надавливать и, таким образом, отводить ее в сторону.

                                                       Изображение - bodytherapy.gif

Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описываемое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно-воспринимающий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором «шторок» ресниц, последние отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля).

Время, отводимое на данный прием, не ограничено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограммами веса руки. Это разница связана с участием контроля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только после смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова "Круг второй", особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве — в роли предмета, объекта, рядоположенного к другим предметам, явствам и др).

В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего пассивно-воспринимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция "звезды") и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени паузу (лицо — одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и аккуратно приступаете к надавливанию. Своим надавливанием Вы отводите лежащую голову на незначительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме снимаете свою нагрузку и голова партнера возвращается на место. Время выполнения приема — 4–5 минут на каждую конечность.

Впечатления от данного приема в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности (способ работы с болью), или, наоборот, ощущение наличия руки активно-действующего (при том, что последний уже приступил к работе с другой конечностью).

Применение базовых приемов танатотерапии возможно как индивидуально, так и группой подготовленных танатотерапевтов и также включает работу с дыханием (вдох — это жизнь, выдох — смерть), отдельными частями тела (нижняя челюсть, глаза, шея, подошвы ног), что является ключевым в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др.

Танаготерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психотерапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаимоотношениями (паховая область), опорами (ноги).

                                                    Изображение - tanatotherapy.gif

Из приведенных элементов Танатотерапии («театр прикосновений», «телесная гомеопатия») группой 3–5 человек можно осуществить своеобразную «сборку» /инициацию (слово «инициация» заимствовано из латинского языка и означает" войти внутрь"), когда каждый из «актеров» сам выбирает, каким из приведенных выше приемов он собирается работать Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды», группа «актеров» рассаживается вокруг и по команде ведущего приступают к работе, используя выбранные «актерами» приемы (Рисунок из итальянского журнала «Re Nudo»).

Эффект многократно усиливается с добавлением следующих приемов и принципов танатотерапии «телесной магии», «последовательности предъявляемых опор» и др.

В ходе сеанса тело лежащего на спине человека впервые по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются. Тело в итоге максимально «заземляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («заземление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.

Особый интерес представляют описания «путешествий» лицами, проходивших сеансы танатотерапии. В большинстве деталей они соответствуют описаниям лиц, перенесших клиническую смерть (выход из тела, «канал», «светящееся существо», восторг и др.) (5,7,8,12,14,15,16)

                                                  Изображение - tanato_seminar.jpg

Ниже приведены наиболее характерные протоколы впечатлений и переживаний участников сеансов.

Стилистика языка сохранена.

Татьяна С, 32 года.

Я поняла, что смерть — не эмоциональное состояние…, так как в этом эмоции не участвуют, Я впервые почувствовала отвинченность рук и ног. Я подняла голову над телом и наблюдала… Голова, еще что-то и это «что-то» не любит эту дурацкую голову. Хотелось, чтобы это не кончалось… Хотелось выпрыгнуть из тела, как змея из кожи, это как наркоз: темное, черное пространство с геометрическими фигурами… Еще бы чуть-чуть и тогда что-нибудь случилось… Когда подняли — блаженство и яркий свет…

Елена К., 37 лет.

У меня был опыт клинической смерти. Я стала сравнивать. То было очень приятно, бежал отец, но мне было все равно. И ощущение дикой боли, когда возвращается жизнь…

В "театре прикосновений" одна часть тела то появлялась, то пропадала. Потом все понеслось вверх, но при этом ощущение доверия, что в правильное место. Когда надавили, я поняла, что это дает всему телу расслабиться. Я расстекласъ и впиталась в землю. «Глюки» начались, когда оставили в покое… Я как бы была с душой, а возвращалась в тело, как в гости — придя в дом, в котором не живешь, или как влезть в перчатку…

Наташа Л., 28 лет.

С самого начала хотелось неимоверно стонать… Что больше всего удивило — я наблюдала со стороны… Трудно вспомнить…

Я смотрела со стороны: я лежала в пижаме. Самое полное погружение — когда оставили в покое. Мне несколько раз было в жизни — туннель со светом. В этот раз — он извивался, как поезд, ячейками. Я долго билась над вопросом — если трубу изогнуть, света не должно быть… В конце — серая дверь. Казалось, что тело не имеет конкретного формы, а принимает вид, который связан с движениями.

В настоящее время ведется работа по когнитивному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления этими путешествиями (своеобразный «танатотерапевтический Internet»).

Результаты

Танатотерапия оказывает мощное релаксационное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека.

Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые результаты и в области медицины, при лечении: пациенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохондроза позвоночника (А.Гайваненко, Одесса), депрессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Кишиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова, Москва), при работе со страхами и со страхом смерти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишиневская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).

Литература

1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энциклопедический словарь. Инфра-М (в печати)

2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», № 1, 1998 г. Стр 13–20.

3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов. Сб Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.1991. Стр.54–61.

4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб.,2000, стр.264–276.

5 Гроф С, Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.

6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6–8) (К суждению о мистике), Сергиев Посад, 1915.

7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок, — Мн.: Харвест, 1998.- 656с

8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с.

9 Талалаж Я, Талалаж С. Самые невероятные в мире — секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.

10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998 г.

11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.

12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982

13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 № 1, April 1994, p. 15–17

14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991

15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd,1969

16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975

Текст статьи взят из хрестоматии "Свободное тело" (редактор - составитель Владимир Баскаков), найденной в свободных источниках сети Интернет.