Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Расстройства личности в зрелом возрасте

Автор: О.Ю.КАЗЬМИНА, к. п. н., НЦПЗ РАМН, Москва

Различные варианты дисгармоничных характерологических черт, определяющие стиль жизни и способы отношения человека к себе и другим и препятствующие выработке социальной адаптации, описывались очень давно. Великий психиатр, «снявший оковы с психически больных», Ф.Пиннель выделял «манию без бреда», его ученик Эскироль называл «инстинктивной мономанией» нарушения, в настоящее время относимые к расстройствам личности. В начале XIX в. отечественный психиатр Ф.И.Герцог сообщил о лицах «со странностями характера, гневливостью, раздражительностью, необузданностью влечений». Клиническое изучение личностных расстройств в России началось после судебной реформы 1864 г., когда возникла необходимость тщательного обследования личности обвиняемого. Для этого ведущими российскими психиатрами С.С.Корсаковым, В.Х.Кандинским и др. была создана судебно-психиатрическая экспертиза, проводимая по наиболее сложным, вызывающим широкий общественный резонанс, уголовным делам. В этих экспертизах впервые был применен термин «психопатия» для характеристики таких отклонений психики, при которых преимущественно проявляются патологии характера, влияющие на поведение пациента и отражающиеся в его поступках, с отсутствием грубых психических нарушений. Благодаря газетным отчетам о громких судебных процессах понятие психопатия стало весьма распространенным и встречается в очерках Н.А.Лескова «Старинные психопаты» и А.П.Чехова «Психопаты». Широкое распространение, нагруженность негативным смыслом, впоследствии привели к стигматизирующему значению данного термина.

Термин «психопатия» применяется для характеристики отклонений психики, при которых преимущественно проявляются патологии характера, влияющие на поведение пациента и отражающиеся в его поступках, при отсутствии грубых психических нарушений.

Развитие учения о психопатиях в первой половине XX в. в западной психиатрии прежде всего связано с именами Э.Крепелина, К.Шнайдера, Э.Кречмера, а в отечественной – в первую очередь, с исследованиями П.Б.Ганнушкина и представителями его школы. В монографии П.Б.Ганнушкина представлена классификация психопатий и выделены критерии постановки этого диагноза, актуальные и в настоящее время.

Врожденные и стойкие аномалии характера; патологический склад личности, в большей или меньшей степени препятствующие адаптации человека в обществе, по меткому выражению К.Шнайдера, «страдают сами и заставляют страдать других». В связи с тем, что до настоящего времени диагноз «психопатия» воспринимается как дискриминация больного и может носить обидный для него характер, Международная классификация болезней 10-го пересмотра предлагает другой термин – расстройства личности и поведения в зрелом возрасте.

Расстройства личности представляют собой комплекс глубоко укоренившихся ригидных и дезадаптивных личностных черт, обусловливающих специфическое восприятие и отношение к себе и к окружающим, снижение социального приспособления и, как правило, эмоциональный дискомфорт и субъективный дистресс. Они возникают чаще всего в подростковом или даже в детском возрасте, причем каждый тип расстройства имеет свой характерный возраст формирования. С начала своего возникновения эти дезадаптивные личностные черты уже не имеют очерченности во времени и пронизывают весь период взрослой жизни. Их проявления не ограничиваются каким-либо аспектом функционирования, а затрагивают все сферы личности – эмоционально-волевую, мышление, стиль межличностного поведения.

Ригидность этих черт делает их носителя неспособным гибко приспосабливаться к меняющимся требованиям повседневности к выбору адаптивных решений жизненных проблем. Это сочетается с неспособностью опираться на собственный, зачастую печальный, опыт. Т. е., психопат не учится не только на чужих ошибках, но и на своих.

Эти люди не в состоянии реалистично воспринимать себя и окружающих и устанавливать с ними эмпатические отношения. Отрицательные реакции окружающих часто предопределяют социальную дезадаптацию подобных личностей.

При оценке личностных расстройств необходимо в первую очередь отличать черту личности - долговременную тенденцию или предрасположенность к определенному реагированию – от психического состояния пациента в данный момент.

Черту личности следует также отличать от социальной роли, вынуждающей к определенному поведению (например, повышенная агрессивность у военных, сотрудников МВД, авторитарность учителей, педантичность бухгалтеров и т.д.).

Личностные расстройства следует отличать и от вторичных изменений личности вследствие других психических заболеваний или последствий черепно-мозговых травм. При этом клинические изменения личности могут проявиться раньше основного заболевания.

Основными диагностическими критериями расстройства личности служат:

* тотальность патологических черт характера, которые проявляются в любой обстановке (дома, на работе, и т.д.);
* стабильность патологических черт, которые выявляются в детском возрасте и сохраняются до периода зрелости;
* социальная дезадаптация, являющаяся следствием именно патологических черт характера, не обусловленная неблагоприятными условиями среды.

Расстройства личности встречаются у 6-9% населения. Их происхождение в большинстве случаев неоднозначно. В их развитии играет роль патологическая наследственность (прежде всего алкоголизм, психические заболевания, расстройства личности у родителей), разного рода экзогенно-органические воздействия (черепно-мозговые травмы и другие негрубые повреждения мозга в возрасте до 3-4 лет, а также пре- и перинатальные нарушения), социальные факторы (неблагоприятные условия воспитания в детстве, в результате потери родителей или воспитание в неполной семье, с родителями, не уделяющими внимание детям, больными алкоголизмом, асоциальными личностями, имеющими неверные педагогические установки).

Кроме того, часто отмечаются следующие особенности нейрофизиологического и нейробиохимического функционирования: наличие на ЭЭГ биполярно симметричных тета-волн, свидетельствующих о задержке созревания головного мозга; у пациентов с высоким уровнем импульсивности обнаруживается повышение уровня некоторых половых гормонов (тестостерона, 17-эстрадиола, эстрона); с общим снижением уровня социальной активности больных коррелирует повышенный уровень моноаминоксидазы.

Источник: Журнал "Медицинский Совет" №9-10 (2008)

Статья перепечатана с сайта:www.remedium.ru