Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Передача знаний на расстоянии

Коноров Федор

Злоказова Татьяна

30 лет назад человек обучал компьютер, теперь все наоборот. В Интернете, на прилавках компьютерных магазинов и даже на сервере собственного офиса Вы можете найти обучающие программы по разным темам: «работа с претензиями», «основы фен-шуй», «проектный менеджмент» и «мастер переговоров». Существует две разновидности дистанционного обучения:

1. система обучения, базирующаяся на использовании компьютерных средств связи и позволяющая обучающемуся на расстоянии взаимодействовать с преподавателями, другими студентами и неограниченным объемом информации (Интернет). То есть такая система является «открытой», обучающийся может, например, не только получать информацию, но и добавлять свои знания в общую информационную базу.

2. компьютерная программа, которая позволяет обучающемуся узнать некую информацию, выполнить практические задания по теме и пройти контрольный тест. При этом эта программа является «закрытой», то есть однажды кем-то созданной и после этого существующей в неизменном виде.

Исходя, из такого описания и понимания дистанционного обучения мы предлагаем сравнить этот способ учиться с другим более привычным и знакомым очным обучениям. Для того чтобы такое сравнение помогло нам лучше выявить специфику ДО мы решили выбрать 3 критерия: знания, умения и установки.

Знание - это совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности.

Умение – это освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Установка - готовность, предрасположенность человека, действовать определенным образом в определенных условиях. 

А для сравнения с ДО взяли тренинг и лекцию.

ЗУУ

ДО

Тренинг

Лекция

знания

почти неограниченный объем знаний по теме и смежным областям

обычно минимальные знания, необходимые для формирования нужного умения и изменения установок

знания, выбранные лектором зачастую по субъективным критериям

умения

могут быть сформированы с помощью иллюстраций, практических заданий, упражнений.

При этом велика вероятность формирования искаженного умения, если речь идет об умениях, которые не могут быть проверены при взаимодействии с компьютером (например, умение формировать доверительные отношения с клиентом) 

Могут быть сформированы только те умения, которые обучающийся может тренировать взаимодействуя с компьютером, например: анализ текста, решение математических задач, анализа ситуации и принятия решения, попадание «мышкой» в точку на мониторе и т.п.

могут быть сформированы путем демонстрации тренером, рассказа, индивидуальных упражнений и т.п.

умения не могут быть сформированы, т.к. лекция не предполагает упражнений и практических заданий.

установки

могут меняться, но есть опасность, что сформируется искаженные установки, т.к. неизвестно как обучающийся интерпретирует получаемую информацию.

могут меняться.

Вероятность формирования искаженных установок меньше, так как тренер может специально отслеживать этот момент и корректировать при необходимости.

могут меняться, но есть опасность, что сформируется искаженные установки, т.к. неизвестно как обучающийся интерпретирует получаемую информацию (если только он сам не решит сообщить об этом лектору).

На данный момент на рынке бизнес-обучения выбор происходит между дистанционным обучением и бизнес-тренингом. Поэтому мы будем выделять плюсы и минусы ДО относительно тренинга.

Плюсы ДО по сравнению с тренингом:

Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Программы дистанционного обучения часто содержат рекомендации относительно продолжительности изучения всего курса и его разделов, однако обучаемый волен сам выбирать продолжительность своих занятий.

Модульность. Компания или специалист имеет возможность выстраивать систему развития из набора независимых учебных программ – модулей, которая будет отвечать индивидуальным потребностям студентов.

Охват материала. Программы дистанционного обучения могут включать достаточно большой объем информации. Помимо структурированного материала по теме, обучаемый может найти в программе многочисленные ссылки на электронные материалы, базы знаний и данных.

Экономичность. Приобретая или разрабатывая программу дистанционного обучения компания получает возможность одновременного обучения большого числа сотрудников. Кроме того, содержание курса может быть сконцентрировано на конкретных профессиональных задачах обучающихся, а формат дистанционного обучения позволяет адаптировать программу к особенностям бизнеса. Таким образом, особенности представления учебной информации и широкий доступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.

Психологический комфорт. Индивидуальное обучение может помочь избежать сложностей типичных для большинства тренингов – сопротивления участников, негативной реакции на обратную связь от коллег и тренера, часто болезненного перелома стереотипов, представлений о привычных способах деятельности.

Минусы ДО по сравнению с тренингом:

Сложность контроля. Сложно контролировать, как обучающийся понимает знания, правильно ли формируются умения и установки. Этот аспект становится особенно важным, если мы говорим о формировании установок, об обучении на грани деловой и личной сферы человека. Например, это касается тренингов уверенности или тренингов, где обучают управлять собственным эмоциональным состоянием.

Ограниченная возможность формирования умений. Рассмотрим, к примеру, коммуникативные тренинги («продажа», «переговоры», «управленческая коммуникация» и др.) Компьютерная программа может содержать объемную информацию о вербальных и невербальных аспектах общения, громкости речи и интонации, вариантах решения различных коммуникативных ситуаций («претензия», «конфликт» и т.п.). Однако она не может включить в себя все возможные варианты решения, учесть индивидуальность обучаемого, «услышать» его и предоставить обратную связь. Таким образом, при развитии коммуникативных умений идеальной является ситуация реального общения, которая на нынешнем этапе развития информационных систем, может быть смоделирована только на тренинге.

Отсутствие оперативной обратной связи от обучающегося. В ходе тренинга тренер может реагировать не только на замечания, вопросы учащихся, но даже на изменение их позы, свидетельствующие об отношении к материалу. Таким образом, если участники «скучают» и не видят важности изучения того ли иного материала, тренер, может изменить форму работы, тему или аргументировать необходимость изучения предлагаемого содержания. В системах программ дистанционного обучения это практически невозможно.

Невозможность перенимать неявные знания (tacit knowledge). Не секрет, что в ходе тренинга основным материалом зачастую является не информация, предлагаемая тренером, а знания, опыт самих участников. Специальные формы работы (работа в малых группах, совместный анализ и структурирование опыта, мозговой штурм и психодраматические упражнения) позволяют получить множество уникальных вариантов решений, выявить закономерности, специфичные для профессиональной группы или области бизнеса участников. Таким образом, в тренинге участники и тренер передают друг другу не только явные, но и «скрытые» знания, часто даже неосознаваемые ими. В программе дистанционного обучения может быть передано только то, что вербализовано, высказано словами.

Итак, мы рассмотрели преимущества и ограничения программ дистанционного обучения в сравнении с тренингом.

В заключении мы хотим добавить – мы не противопоставляем тренинги и программы дистанционного обучения. В систему обучения в компании могут быть логически встроены как бизнес-тренинги, так и программы ДО. Иногда, в силу объективных обстоятельств, дистанционное обучение остается единственно доступным способом освоения материала. ДО может дополнять тренинги, закреплять и расширять полученные знания и умения, а может служить стартовой площадкой перед «шлифовкой» ключевых умений на тренинге.

Статья перепечатана с сайта www.arsvitae.ru