Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Изучение российской ментальности методами психоаналитической антропологии

Клепиков Н.Н.

Психоаналитическая антропология разработанная трудами З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона в настоящее время является составной частью современной психологической антропологии (Шпет Г.Г., 2007). Одним из актуальных вопросов разрабатываемых в рамках психологической антропологии является исследование национального характера, или же, как это определяется в настоящее время, структуры ментального мира представителей того или иного народа (Стефаненко Т.Г., 2008). Понятие ментальность можно охарактеризовать как систему образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей (Дюби Ж., 1991). Считается, что ментальность тесно связана с бессознательным и материализуется в мышлении, чувствах и действиях (Раульф, 1996).

Сравнительные психоаналитические исследования национального характера, в том числе и русского, проводились западными учеными еще в первой половине двадцатого века (Эриксон Э., 1995). В настоящее время в литературных обзорах по этому вопросу ссылки на психоаналитические исследования отсутствуют. Поэтому представляет большой интерес психоаналитическая работа К. Рапая, который при изучении ментальности представителей разных народов ввел понятие культурного кода (Рапай К., 2008). Согласно К. Рапаю восприятие различных слов (понятий) у представителей той или иной культуры может сформировать разные образы. Таким образом, в каждой культуре существует своя интерпретация и свой код для различных слов. Коды к всевозможным образам создают систему ментальности той или иной культуры. В проведенных исследованиях К. Рапай установил, что культурный код американцев живущих в США отличается от культурных кодов европейцев, живущих в разных странах Западной Европы, культурные коды которых также могут отличаться друг от друга.

Целью настоящего исследования было изучение культурных кодов России для понятий — деньги, роскошь и секс, и сравнение изученных культурных кодов с аналогичными культурными кодами Америки.

Материалы для психоаналитического анализа по выявлению культурных кодов были получены из двух источников:

1. Работа с респондентами в психоаналитической символдраме, в которой образные фантазии разворачиваются по принципу свободных ассоциаций. Для работы по исследованию каждого культурного кода в психоаналитической символдраме были разработаны специальные интервью, с которых начиналась работа с респондентами.

2. Использование материалов психоаналитической работы с анализантами, которые свободно ассоциировали на темы изучаемых нами представлений.

Полученные материалы систематизировались и подвергались психоаналитическому анализу, с целью определения культурного кода.

Что значат деньги для россиян? Большинство участников сессий в сеансах свободного воображения образов в мотиве «Деньги» представляли образы соответствующие орально — материнской символике. Они представляли образы цветущего весеннего или летнего луга, красивой реки, в которой приятно купаться, прохладного ручья или родника с чистой и вкусной водой, совместной трапезы с любимыми и близкими людьми и т.п.

Эти образы отражали связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни младенца. Этот период, как известно из психоанализа, наполнен тревогой отношений с материнской грудью. Удовлетворение от насыщения периодически сменяется деструктивными импульсами и страхом уничтожения. Первый год жизни младенца наполнен борьбой за психологическое выживание. Эта борьба находит свое отражение в орально-материнской символике сновидений наяву.

Приведем ряд историй услышанных нами на этих сессиях.

В семье достаток был ниже среднего. Мы жили не бедно, но и не богато. Удовлетворялись основные нужды. На излишества денег не было. Самокат мне так и не купили, а велосипед только в старших классах.

Мужчина, 43 года

Сейчас представляется Синагога на Марьиной роще. Это старая Синагога, та, которую сожгли. Создает ощущение единства, единения, что дела делают все вместе. Это принцип единой веры, доверия, что-то типа клана. В такой среде деньги делать легко.

Мужчина, 38 лет

Когда я была совсем маленькая, мы жили очень тяжело. Потом мы жили не шикарно, но хорошо. Сказать, что в чем-то нуждались — нет, но и не шиковали. Обычная советская семья. Сегодняшнее положение ужасно. С одной стороны, зарабатываю на жизнь, но все этим и ограничивается — зарабатываю на существование.

Женщина, 40 лет

Жили средне, всегда хотелось чего-то большего. Но все самое важное было, беднотой назвать нельзя, но всегда хотелось иметь свою комнату, так как в комнате была вдвоем с сестрой. Жили сначала в общежитии. Там были проблемы — не пускали в туалет, но в комнате был свой горшок. Когда мне исполнилось пять лет, мы переехали в двухкомнатную квартиру.

Женщина, 33 года

У нас был низкий материальный достаток, так как мама с папой развелись, когда мне было семь лет.

Женщина, 31 год

В детстве изобилия не было, в вещах было ограничение. Платья вообще могу пересчитать по пальцам. Сейчас положение оставляет желать лучшего, работает один муж. Имеем только все необходимое, в основном для существования.

Женщина, 45 лет

Сначала жили не богато. Сестра родилась в бараке. Потом жили в однокомнатной квартире. Было тесно. Постоянно приезжали родственники и жили в этой же квартире. Не было своего пространства, письменного стола.

Женщина, 43 года

Жили очень бедно, ощущался недостаток. Сказывалась жизнь без отца. Когда я была малышкой и что-нибудь просила купить у мамы, а у мамы не было денег, и она мне не покупала. Я начинала плакать, а мама мне всегда говорила: “Не переживай, денег сегодня нет, а завтра они есть”.

Женщина, 46 лет

Когда я был маленьким, наша семья очень нуждалась. Это были послевоенные годы. У отца была маленькая зарплата, а мама вынуждена была сидеть дома со мной и больной сестрой. Вспоминается день, когда дома нечего было есть. Осталась только корочка хлеба и ложка сахара и мама мне их отдала. Мама сказала, что папа завтра получит зарплату и тогда у нас будет еда. Я тогда подумал, что когда выросту буду получать такую зарплату, чтобы хватало на еду.

Мужчина, 64 года

Мне представляется черный коридор, где бегают крысы. Крыса — это крупная мышь с мощным инстинктом выживания. Это сильные выносливые звери. Я читала, что если когда-нибудь будет третья мировая война, то эти животные останутся жить. Эти животные двигались, нападали, спасались, боролись за свою жизнь. Я чувствую включенность в ситуацию. Я начинаю развивать реакцию. Начинаю бороться за свою жизнь.

Женщина, 32 года

Как показали наши исследования, проведенные с 30 респондентами, для россиян деньги — это средство для существования, для сохранения жизни. Это положение отражают, например, такие русские поговорки, как «Перебиваться с хлеба на воду», «Не до жира быть бы живым».

Участники наших сессий показали, что Российский культурный код для денег — ВЫЖИВАНИЕ. Россияне воспринимают деньги не как американцы. Для американцев, по мнению К. Рапайя, деньги показывают, как у них идут дела, как далеко они продвинулись от бедных корней, какой у них хороший бизнес, как они много работали, чтобы чего-то достичь, что их ценят, что они переходят на новый уровень. Американцы могут доказать то, чего достигли только делая как можно больше денег. Деньги — это американский барометр успеха. Американский культурный код для денег, как установил К. Рапай — ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.

Что является роскошью для россиян? Психоаналитическое исследование понятия «роскошь» проводили аналогично исследованию понятия «деньги».

Приведем ряд историй услышанных нами на этих сессиях.

Мне представляется старый дом. Комната со стенами в трещинах и пятнах. На полу старенький ковер. Я иду в другую комнату. Там стены обклеены газетами «Труд». Ремонт. Я оглядываюсь и вижу еще дверь. Это выход в сад. В саду очень тихо и тепло. Вижу под деревом столик. На нем тарелки, солонки, есть еда — серый такой хлеб и графин с соком. Я срываю с грядки лук, солю его, беру еще кусок хлеба. Сажусь в кресло, закрываю глаза и просто расслабляюсь.

Женщина, 22 года

Мне представляется, что я в отеле в Каннах. Развеваются белые занавески. Я хватаю амуницию и двигаю на пляж. Играет музыка, вокруг много людей. Хожу там. Ко мне подходит служащий и любезно предлагает занять шезлонг под тентом. Официант приносит коктейль с трубочкой. Я пью его сидя в шезлонге.

Мужчина, 37 лет

Я однажды подумала, что умру, а потом подумала, что все связи с людьми — это роскошь.

Женщина, 30 лет

В детстве была мечта, чтобы купили приемник «ВЭФ», но сделал это сам уже в институте. Уже не очень хотелось, просто чтобы реализовать мечту. В детстве я еще мечтал о юле, но купил уже только дочери.

Мужчина, 40 лет

Я мечтал, что мне подарят двухкомнатную квартиру в старом доме в центре Москвы, близко к Покровке и чтобы на потолке была бы лепнина.

Мужчина, 36 лет

Для меня предел мечтаний была трехлетняя командировка за рубеж. Такая командировка, во времена Советского Союза, кормила семью долгие годы.

Мужчина, 48 лет

В нашей жизни в Советском Союзе важно было иметь продовольственный паек. Те, кто имел такой паек, имели возможность иногда устраивать себе праздник. Да и для каждого дня в этих «заказах» были очень нужные и дефицитные продукты, например гречневая крупа.

Женщина, 58 лет

В начале 80-х годов я познакомился с мясником из гастронома «Новоарбатский». Он помогал мне купить импортный растворимый кофе, сырокопченые колбасы, икру и другие, по тем временам, деликатесы. Я спускался к нему в подвал магазина, и, мой знакомый совершал там благоденственный акт, вручая мне пакет с моим заказом.

Мужчина, 60 лет

Как показали наши исследования, для россиян является роскошью осуществление своих самых обычных человеческих нужд и потребностей. Если культурный код для денег в России — выживание, то культурный код для роскоши — ВОЗМОЖНОСТЬ ИМЕТЬ НЕОБХОДИМОЕ.

Анализируя образные и вербальные ассоциации респондентов можно увидеть, что также как и в случае денег, россияне воспринимают роскошь не как американцы. Говоря о коде для роскоши в Америке, К. Рапай отмечает, что большинство американских любимых предметов роскоши функциональны. Он пишет: «Американцы ищут роскоши в вещах, которые они могут использовать: роскошные дома, автомобили высшего класса, профессиональные кухни, одежда от дизайнера, и тому подобное. Нам важно, — пишет К. Рапай, — с помощью предметов роскоши получить оценку в обществе, чтобы обозначить, какое место мы занимаем в этом мире». «Чем большего мы достигаем, тем выше должно быть наше положение». К. Рапай отмечает, что во многом код для роскоши является продолжением кода для денег. Деньги для американцев барометр успеха, а предметы роскоши — это средство, чтобы выставить свою успешность напоказ.

Культурный код для роскоши в Америке — это ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ.

Знаки различия у военных показывают их звание или ранг. Чем больше у военного нашивок, тем выше его звание или ранг и тем больше к нему уважения. В Америке существуют уровни роскоши так же, как и у военных, уровни звания. Американцы показывают свое положение в обществе, «свое звание», через предметы роскоши, поэтому американский культурный код для роскоши — ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ.

Есть ли секс в нашей стране? Этот вопрос звучит как бы в продолжении обмена мнениями с помощью телемоста между американской аудиторией и московской в эпоху горбачевской перестройки. Одна из московских участниц телемоста решительно заявила: «В нашей стране секса нет». Чтобы понять возможный скрытый смысл этого заявления необходимо знать российский культурный код для понятия «секс».

При анализе сообщений респондентов наше свободноплавающее внимание было направленно на обнаружение некого общего смысла в этих рассказах. В свободных ассоциациях визуальных и вербальных участники наших сессий говорили о своих чувствах по поводу секса. Приведем в качестве примера некоторые рассказы респондентов.

Мне представляется маленькая светлая комната. Это спальня. Я сижу на стуле у окна, мне как будто лет пять. Смотрю в окно, потом мама зовет ужинать, а мне не хочется идти. Окно занавешено темно-синей тяжелой шторой с узорами, Потрогала, ткань напоминает очень тяжелый гобелен. Мне почему-то кажется, что и окна там больше нет. Я оглядываюсь, это уже не наша спальня, это коридор в старом, старом здании. И мне кажется , что за дверью комнаты происходят жестокие события. Кого-то убивают, кто-то убивает себя сам. Мне кажется, я видела это в каком-то фильме этой зимой. Из-за двери раздаются приглушенные крики и шум. Мне хочется уйти. Теперь я на траве перед домом. Я не одна. Со мной парень, такой же, как я. Он оказался здесь и нас уже двое. Мы лежим на траве. Нас все «достало», но мы все равно счастливы. Я не хочу больше рассказывать о своих чувствах, они цены для меня, они мои.

Женщина, 32 года

Я вижу большие красные яблоки, которые висят на яблоне. Они большие, но вверху справа есть еще цветочек почему-то. Захотелось совать яблоко. Протягиваю руку и срываю. Яблоко крупное, блестящее и плотное. Положила его в карман платья и пошла. Платье с оборочками, светлое. От непогоды прячусь в пещере. Мне захотелось спрятаться, и я спряталась. Внутри пещеры стоят блюдца с виноградом и все пространство завито виноградом, как будто там ожидают путников, и каждый может взять виноград, если захочет. Там где яблони сейчас ходят люди, но я не хочу, чтобы кто-то пришел сюда. Это моя пещера.

Женщина, 22 года

Мне вспоминаются юношеские фантазии, как я спасаю очень милую девушку, которая упала в яму на велосипеде. Я ей помогаю выбраться из ямы и перевязываю ей ушибленную ногу. Я ей нравлюсь. Мы сливаемся с ней душой, и я счастлив.

Мужчина, 60 лет

Он живет в соседнем доме, и стал ухаживать за мной. Он симпатичный, я могу с ним поговорить. Но мне совсем не хочется заниматься с ним сексом. Он какой-то не мужественный, не деловой и у него нет серьезной работы. Я не чувствую себя с ним защищенной.

Женщина , 33 года

Оказалась в какой-то гостинице. Номер мансардный , под крышей. Кровать, окно. Видны верхушки деревьев. На улице не уютно. А здесь камин, горит костер, бутылка вина, бокалы, мы валяемся на шкурах перед камином. Очень хорошо приятно. Приятные ощущения, что тебя понимают, какая-то защита. Мы лежим, смотрим телевизор, там что-то интересное происходит, какая-то мелодрама.

Женщина, за 40 лет

Большая светлая комната, светлая мебель. Я в красивом белье сижу на кровати. Муж лежит, закинув руку за голову. Мы беседуем. Я встаю делать кофе. Несу кофе наверх. Сидим на кровати друг против друга, разговариваем. Чувство спокойствия. Иду в ванну, потом будем завтракать, потом куда-нибудь пойдем. Иду готовить салат, сыр и хлеб на столе. Жду мужа к завтраку.

Женщина, 40 лет

Я ожидаю, как будто кто-то должен прийти. Вижу девушку в красном платье в белый горошек. Вижу тонкую ее шею. Она такая беззащитная такая тоненькая. И…. такая хрупкая. Мне так хочется ее оберегать. Чувствую себя мужчиной рядом с ней. Теперь я вижу стол, на котором стоят кружки и в них молоко. Молоко парное, с такой пенкой. Я вижу хлеб с хрустящей корочкой. Отламливаю кусочек и ем его. Девушка стоит сзади меня, прислонившись к моей спине и положив на меня руки. Она меня кормит. И при этом ей хорошо оттого, что я сыт. Приятная для меня картина.

Мужчина, 37 лет

Ассоциации большинства респондентов отражали желание и потребность в заботе, покое, умиротворенности. Как показали наши исследования секс для россиян — это желание душевной близости, способ быть нужным кому-то. Это находит свое отражение и в шутливом народном фольклоре, например: «Ня жми к плятню, ня жми. Пойдем в Сельсовет, потом хоть ложкой ешь».

Участники наших сессий показали, что культурный код для секса в России — ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИЩЕННОСТИ.

В то же время, как отмечает К. Рапай, американские респонденты говорили о победах и поражениях, что кто-то доминирует, а кому-то приходится подчиниться. Ощущались противостояние и конфронтация. Все свидетельствовало «о конфликте жестоком и тяжелом». К. Рапай заключает, что код секса в американской культуре — НАСИЛИЕ.

Как и в случае культурного кода денег, культурный код секса отражает общинный дух россиян, замешанный на крестьянской культуре. Анализируя коды денег, роскоши и секса в российской культуре можно увидеть, что они связаны друг с другом, вытекают один из другого и характеризуют базальные потребности россиян. Кроме того, наши исследования показали, что культурные коды изученных нами понятий в России отличаются от аналогичных культурных кодов Америки.

Литература

1.    Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему. — М.: Альпина, Московская школа управления «Сколково«, 2008.

2.    Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Аспект Пресс, 2003.

3.    Шпет Г.Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Отв. ред.-составитель Т.Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2005.

4.    Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. ред.-составитель Т.Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2007.

5.    Эриксон М. Человек из февраля: Гипнотерапия и развитие самосознания личности / Милтон Г. Эриксон, Эрнест Л. Росси; пер. с англ. Е.Л. Длугач. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.

Статья перепечатана со сборника "Психологические и психоаналитические исследования" 2009