Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

О программе
Московский институт психоанализа и NewPsy Institute & Society приглашает на Международную авторскую программу профессиональной переподготовки психоаналитика, члена IPA Ляваса Коварскиса (Хельсинки, Финляндия) по подготовке психоаналитически / психодинамически-ориентированных психотерапевтов.
Уникальность программы: новое видение преподавания психоанализа и психотерапии
- начинаем там, где Фрейд закончил: с идентичности профессии и профессионала, с философии и этики психотерапии, из которых вырастает техника;
- обучаем практике на групповых (и индивидуальных*) супервизиях с акцентом на понимании субъективного мира пациента, теория и сеттинг рассматриваются как вспомогательные инструменты (не фетишизируются, как случается в некоторых других школах);
- преподавание включает в себя очень много конкретного переосмысленного и сконцентрированного ноу-хау, уникального, авторского видения и тренинга;
- огромное место в программе отводится формированию у слушателей верного понимания профессиональной идентичности и места своей профессии в обществе (мета-мета-уровня).
Для кого программа
- Для практикующих специалистов вне зависимости от масштабов и ориентации текущей практики, интересующихся теорией психоанализа и психоаналитической психотерапией.
- Эта программа дает возможность глубже разобраться в психоаналитическом подходе всем практикующим специалистам
Подробнее об авторском методе
Подход Ляваса Коварскиса основан на центральных психоаналитических ценностях, предложенных Зигмундом Фрейдом, универсальности психодинамики и контейнирующей и интегрирующей роли сознания.
Согласно данному подходу, психоанализ — это образ практической философии, мировоззрение (эпистема), в основе которого лежат психодинамика и сознание, а психотерапия — непосредственная практика работы наилучшим способом с людьми на том этапе жизни, на котором они обращаются за помощью.
Основная задача подхода — превратить психоанализ и психоаналитическую психотерапию из сложной, запутанной системы пониманий и навыков взаимодействия в простую систему «состояния» психотерапевта и пары (терапевтической).
Психодинамика, механизм взаимоотношений между людьми, между их мотивами, рассматривается не как вопрос какой-то теории, но как вопрос самых базисных знаний. Именно эти знания позволяют наиболее эффективно помогать людям, будь то консультация, краткосрочная фокусированная или долгосрочная психотерапия, или анализ, а также осмысленно использовать любой подход — от бихевиорального, когнитивного до психоаналитического.
Ход обучения
Теория программы построена модулями, каждый из которых направлен на:
- развитие особой части профессиональной идентичности – мета-мета-уровень;
- сугубо практические навыки, способность понимать теорию в целом и адекватно применять её части;
- понимание многогранной роли психотерапевта в процессе, понимание места психоанализа в практической работе и т.д.
Лекционный материал — это одновременно квинтэссенция знания и рамка (основа, базис) для дальнейшей интеграции получаемых специалистами теоретических и практических знаний.
Практическая ориентация программы позволяет сразу интегрировать полученные теоретические знания в психотерапевтическую практику под супервизионным наблюдением аналитиков, тренинг-аналитиков, супервизоров. Начинающие психотерапевты наблюдают случаи практикующих специалистов («аквариум»).
Теоретические и практические основы психоаналитического мировоззрения
- Истоки развития, теории и современные направления психоанализа;
- Идентичность психотерапевта;
- Практические направления психоанализа и психоаналитической психотерапии;
- Современные направления других видов психотерапии;
- Интеграция подходов.
Слушатели также знакомятся с основами нейрофизиологии, эволюционной биологии и генетики, антропологическим и культурно-историческим взглядом, объединяя их в психодинамическое понимание.
Практика психоаналитической психотерапии
- Первичное интервью: оценка пациента, обратная связь, формулирование случая и выбор основной рамки психотерапии на ближайшее время – вытесняющая, эго-поддерживающая или эвокативная;
- Психодинамическое значение и использование рамки и сеттинга;
- Психоаналитическое слушание и психоаналитическое чтение;
- Оси понимания пациента;
- Виды и фокус интервенций
Тренинги и практикумы
Начало терапии:
- Первичное интервью;
- Обсуждение выбора основной рамки терапии;
- Обсуждение сеттинга и заключения психотерапевтического контракта.
Ход терапии:
- Умение слушать и умение слышать;
- Запись сессий;
- Поиск фокуса («психоаналитического объекта») на сессии;
- Выбор уровня интервенции;
- Смена тем и глубина процесса;
- Осознание или/и поддержка;
- Смена тем и изменение роли психотерапевта;
- Перенос-контрперенос;
- Самораскрытие;
- Оценка процесса;
- Перезаключение договора или окончание терапии.
Процесс окончания терапии:
- Особенности процесса окончания;
- Чувства и психодинамика пациента, терапевта и терапевтической пары;
- Оценка терапии и переосмысление своих взглядов.
Отсутствие требования индивидуальной психотерапии или анализа в процессе обучения служит формированию верного отношения к самой идее психотерапии - как к процессу очень личному и индивидуальному. Не тому, что требует кто-то третий и что нужно выполнить, но как к инструменту и способу самопонимания когда, как и где нужно. Одновременно такой подход формирует навык "внимания к себе" в процессе работы, заставляет прислушиваться к рекомендациям супервизоров, пониманию, что в психотерапевтических отношениях участвуют двое – что-то в сессии имеет отношение к пациенту, а что-то — к терапевту.
Образовательный результат программы -
Четкая психоаналитическая идентичность, здравое психодинамическое мышление и глубоко осмысленная методология и техника психотерапии:
- Умение слышать осознанные и неосознанные боль, страх и надежду человека, стремление уменьшить страдания;
- Умение тактично говорить о трудных вещах;
- Умение размышлять вместе на разных уровнях поведения, мыслей, чувств, отношений, на философском и экзистенциальном уровне;
- Умение поднимать по мере надобности вопрос о взаимоотношениях между собой и пациентом;
- Умение вовремя закончить или понять, почему не заканчиваешь;
- Общая этическая направленность процесса, в котором ценность сознания, прозрачность мотивов и стремление искать правду (особенно в человеческих взаимоотношениях) являются «абсолютной» ценностью, без которой сам процесс становится невозможным;
- Способность использовать теорию и сеттинг как вспомогательные инструменты, не фетишизируя их.
Эффективность обучения и результативность программы для слушателей и их пациентов достигается благодаря:
- Общекультурной подготовке;
- Эффективности (сжатости) теоретического обучения;
- Качеству и интенсивности супервизорного процесса.
По итогам успешного обучения слушатели получают
- Диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в области психоаналитически-ориентированной психотерапии, установленного в НОЧУ МО «Московский институт психоанализа» образца
- Сертификат NewPsy Institute & Society
* Индивидуальные супервизии не входят в стоимость программы. Заинтересованные в полном психодинамическом тренинге слушатели самостоятельно принимают решение о начале индивидуальных супервизий, руководствуясь собственными возможностями.
Задать вопросы по программе можно по прямому телефону: 8 (499) 650-75-25
|