Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Конференция «Современные терапевтические и трансформационные игровые технологии»

26 апреля 2015 года в Московском институте психоанализа прошла Международная научно-практическая конференция «Современные терапевтические и трансформационные игровые технологии», которая в четвертый раз стала пространством для профессионального общения психологов, педагогов, бизнес-тренеров, специалистов, заинтересованных в развитии игровой психотерапии на научной основе. Секции конференции были посвящены использованию психологических игровых технологий в образовании и воспитании. Авторы представили гостям свои новые разработки.

Илья Греков представил терапевтическую трансформационную игру "Новый день", которая применяется как средство социально-психологической интеграции, а также при реабилитации после травм и заболеваний, ограничивающих возможности человека. Игровой процесс представляет собой серию игровых сессий, во время которых игроки получают навыки социального взаимодействия, взаимопомощи, альтруизма; обретают уверенность в собственных силах, развивают творческие способности в процессе выполнения игровых заданий. «Новый день» совмещает в себе элементы настольной игры, живого действия и альтернативной реальности.

Рассказывая о своей метафорической трансформационной игре «12 сил», Лоскутова Людмила и Лоскутова Анастасия отметили: «Бывают дни, когда кажется, что силы покинули, и нет никого и ничего, что могло бы помочь. Недостаток ресурса можно восполнить, сделав достаточно необычную, полезную, и мы надеемся, интересную работу. Игра «Двенадцать сил» разработана на основе психотерапевтической работы с неуспевающими школьниками Лизы Бём (Германия). С помощью этой игры мы пытаемся найти и усилить «резервуар ресурсов». И после этого приступить к решению возникших проблем. Игра «Двенадцать сил» даёт возможность наблюдать динамику изменения отношения к проблеме».

Шередеко Татьяна представила пальчиковые игры, которые позволяют нивелировать базовые страхи: «Изначальные страхи, на которых базируются все остальные, – страх потери опоры и страх резкого звука – можно снять в младенческом и раннем возрасте за счет перевода их из зоны естественных страхов в комфортную зону и в радость от игры. В дальнейшем неожиданности, возникающие в жизни, принимаются и проживаются значительно легче». Во время конференции участники легко освоили собранные Татьяной пальчиковые игры, пестушки и потешки.

Интересную профориентационную настольную игру «Профнавигатор» представила на конференции Елена Михеева. Известно, что профессиональное самоопределение часто вызывает затруднения. Как найти свое призвание? Трансформационные игровые технологии, - считает Елена, - могут оказать в такой ситуации существенную помощь. Ведь в процессе такой динамичной игры наглядно разворачиваются: наш опыт, способности и личностные качества, которые участник может исследовать с разных позиций и решить, готов ли он использовать в своем развитии или нет. И, конечно, в ситуации выбора человек не может обойтись без ответственности за собственные решения.

В рамках конференции прошли многочисленные мастерские. Так, мастерская Татьяны Пуйда была посвящена теоретическим аспектам и практическим навыкам применения игровой терапии в работе с детьми с различными нарушениями развития.

Мастерская наших гостей из Калуги Илюшиной Марины и Артемовой Ольги была посвящена использованию психолого-педагогических возможностей психологических ассоциативных настольных игр в работе с семьей. Участники познакомились с авторскими игровыми технологиями (ассоциативными настольными играми), которые могут применяться в консультативной и коррекционной работе с семьей, а также со специалистами социальных и психологических служб по профилактике эмоционального выгорания. На мастерской были представлены авторские ассоциативные игровые технологии (настольные игры): «Твой путь», «Дом, похожий на меня», «Калейдоскоп родительских ресурсов», «Ассоциации», «Конфликту - Нет!».

В ходе мастер-класса Алексея Шиндина участники познакомились с авторской моделью развития человека, которая затрагивает аспекты мышления и деятельности. Данная модель была представлена на ряде российских и международных конференциях по психологии развития. Уровни развития, описываемые моделью, можно наблюдать как в ходе повседневной жизни человека, так и, что особенно удобно, в игровых процессах. Таким образом, наблюдая за человеком в игре, можно говорить об особенностях развития его мышления и деятельности, причем как про активные компоненты, так и про теневые, что представляют для него трудности. Кроме того, зная особенности игрового процесса, можно как прорабатывать наиболее проблемные уровни, так и раскрывать новые, развивая человека. Данная модель также хорошо описывает и применима не только для взрослых людей, но и для развития детей, помогая формировать у них на каждом этапе развития ведущую деятельность и соответствующие ей аспекты мышления.

В семье родился или растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Что волнует родителей, о чем они мечтают, где черпают ресурсы? Родители, воспитывающие особого ребенка, находятся в состоянии хронического стресса, влияющего на все сферы их жизни. Семья по сути загнана в ловушку, так как обречена на вечного "грудного ребенка на руках". В тоже время общество отвергает таких детей, и семья аутизируется. Целью терапевтической работы с такими семьями является повышение их функциональности. Для этого необходимо снижение общего уровня тревоги в семье. Инструментом для такой работы, как считает Светлана Сенатская, может быть игра "Обычные семьи, необычные дети" (модификация игры Г. Хорна), которая создана специально для работы с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития. В безопасной обстановке игры при помощи карточек с высказываниями участники могут поделиться своими переживаниями, сомнениями, надеждами, поддержать друг друга и обменяться родительским опытом. В пространстве мастерской Светланы Сенатской участники исследовали возможностями проведения игры в разных группах, познакомились с разными формами проведения игры.

Цыбульская Надежда и Щербинина Евгения работают со школьными классами. В своей работе они используют различные игры, в том числе фольклорные. Особенностями этих игр являются четкие простые правила, вовлеченность всех участников и варьируемая продолжительность игры. На мастер-классе они рассказали о своей работе, познакомили с основными играми и принципами их применения. Целенаправленное использование игр (на развитие коммуникации, проработку гендерных отношений, выражение агрессии и др.), как утверждают Надежда и Евгения, позволяет за 5-10 встреч изменять атмосферу класса, создавая условия для комфортного учебного процесса.

Сегодня методика «12 архетипов» М. Марк и К. Пирсон приобрела большую популярность. Она используется в различных сферах – для самопознания и проектирования личного развития, в психотерапии, в маркетинге и брендинге. Недавно была разработана игровая форма методики – «АРХЕТОПИЯ: 12 Богов Вашей Судьбы». Она позволяет быстро овладеть этим подходом в легкой творческой форме, а также поработать над своими жизненными вопросами в непринужденной обстановке. На мастер-классе Елены Хегай участники конференции смогли познакомиться с моделью «12 архетипов» и принять участие в демо-игре «АРХЕТОПИЯ».

Сценарные игры – это практически универсальный инструмент работы с коммуникативными феноменами. При работе с группами подростков они позволяют провести социометрическую диагностику и отработать личные коммуникативные стратегии. Алексей Курбатов и Екатерина Белякова утверждают, что при совместном участии родителей и детей-подростков в игре происходит их вовлечение в совместную деятельность (иногда уже забытую после младшей школы), отработка родительско-детских коммуникаций и позиций, поиск новых открытий в уже сложившихся взаимодействиях. А для взрослых групп – это просто увлекательное развлечение, фан, альтернатива кино, телевидению и компьютеру.

Авторская игра Татьяны Раевской «Очевидно о себе» позволяет увидеть свои основные субличности: внутреннего ребенка, внутреннего взрослого, внутреннюю маму и т.д., понять свое отношение к ним. При помощи проективных карт, как считает Татьяна, мы начинаем видеть, какие субличности занимают открытую позицию, а какие «партизанят» налаживаем со всеми контакт и взаимодействие, благодаря чему гармонизируется взаимодействие с людьми во внешнем мире.

В завершении конференции плейбек театр "Человек Играющий" исполнил для участников и гостей перформанс. Чувства и смыслы, фантазии, сны и тени, цвета и оттенки, фигуры и фон, были воссозданы из историй и настроений присутствующих. Плэйбек – одна из форм неклассического театра, существующая на тонкой грани психологии и импровизации, где отправной точкой происходящего на сцене является настроение, история или сон, рассказанная зрителем. Любой человек из зала может рассказать свою историю, а актеры без репетиции, без обсуждения играют рассказанный сюжет. Каждый сценический образ рождается спонтанно, «здесь и сейчас», посредством движения, звука, мизансцен.

Организаторами конференции выступили аспиранты Московского института психоанализа Илья Греков и Елена Михеева. Огромная им благодарность!

Выражаем также искреннюю признательность всем участникам и гостям конференции. Всегда рады видеть вас в стенах Московского института психоанализа. До новых встреч!