Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

МАСТЕРА ПСИХОЛОГИИ. Открытая лекция Е.Е.Сапоговой

17 апреля в рамках лектория «Мастера психологии» с открытой лекцией «Современная взрослость: шансы, кризисы, парадоксы» выступила Сапогова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Института социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет».

Елена Евгеньевна окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1982 г. В 1986 г. после окончания аспирантуры в НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (научный руководитель - В.В. Давыдов) защитила кандидатскую диссертацию "Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7-летнего возраста". В 1994 г. после окончания докторантуры Психологического института РАО (научный консультант - В.В. Давыдов) защитила докторскую диссертацию на тему "Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста".

Сфера научных интересов: экзистенциальная психология, нарративная психология, психология личности, психология сознания, психологическая антропология, психосемиотика, психогерменевтика, психология жизненного пути человека, консультативная психология.

Сапогова Е.Е. - автор около 250 научных публикаций (монографий, учебных пособий, статей), посвящённых проблемам психологии развития сознания и личности человека, становления семиосферы, экзистенциальной и нарративной психологии, культурно–исторической психологии, консультативной психологии. Среди них ፯� «Ребёнок и знак: Психологический анализ знаково–символической деятельности дошкольника» (1992), «Психология развития человека» (2001), «Задачи по общей психологии» (2001), «Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства» (2004), «Консультативная психология» (2008), «Практикум по консультативной психологии» (2010), «Лиминальность: Опыт экзистенциально–психологической интерпретации» (2010), «Экзистенциальная психология взрослости» (2013), «Семантика личной жизни: экзистенциально-нарративный анализ автобиографических историй» (2014) и др.

Лекция «Современная взрослость: шансы, кризисы, парадоксы» была посвящена авторскому анализу современных тенденций в трансформации сущностных характеристик взрослого возраста.

Как известно, современные психология развития и возрастная психология больше занимаются процессами взросления и старения, чем сущностными характеристиками «бытия взрослым», несмотря на то, что взрослость – самый длинный период человеческой жизни. До сих пор в обучении профессиональных психологов взрослость обсуждается мало или же преимущественно в русле профессионализации и генеративности человека. Автором предлагается другая парадигма анализа взросления – со стороны экзистенциальных характеристик взрослости, «заботы о себе», выбора и осуществления собственного жизненного пути (экзистенциальной логики жизни, модуса индивидуального существования) и т.д. Центральным концептом выступает внутреннее пространство осознания личностью самой себя в качестве субъекта, автора собственной жизни.

В лекции были рассмотрены и обсуждены такие аспекты, как:

  • место взрослости в структуре развития;
  • традиционный взгляд на взрослость как на вершинный этап человеческого развития;
  • экзистенциальная психология как методология анализа взрослого возраста;
  • взрослый человек как творец и распорядитель собственной жизни;
  • базовые характеристики взрослой личности;
  • намечающийся сдвиг временных рамок периода взрослости;
  • возможные факторы, меняющие понимание сущности взрослого возраста и отношение современных поколений к собственному взрослению;
  • «бегство от взрослости» и «синдром невзросления»;
  • «кризис среднего возраста» и «кризис старения»;
  • процессы «прекариатизации» и их влияние на взросление и взрослость.

Лекция профессора Е.Е.Сапоговой прошла при большом стечении слушателей и вызвала огромный интерес и множество злободневных вопросов. Закончилась встреча с Мастером автограф-сессией и ответами на частные вопросы ее участников.

Выражаем свою благодарность Елене Евгеньевне за ее согласие принять приглашение нашего института поучаствовать в проекте «Мастера психологии» и за незабываемую встречу. Также благодарим всех, кто нашел возможность прийти на лекцию, за интерес к психологии, за включенность и внимание.

До новых встреч в Московском институте психоанализа!