Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик

24 марта в рамках цикла открытых лекций Московской Группы Психоаналитиков, которые проходят один раз в месяц в нашем институте, состоялся мастер-класс члена Международной Психоаналитической Ассоциации, тренер-аналитика Московской Группы Психоаналитиков Папсуевой Ольги Васильевны «Наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик».

Наблюдение за младенцами было частью курса обучения детских психотерапевтов в клинике Тэвисток с 1948 года, а затем этот уникальный метод был введён британским психоаналитиком Эстер Бик в программу Института психоанализа в Лондоне в 1960 году для студентов первого, неклинического года обучения.

Обучение московских специалистов методу наблюдения за младенцами проводили преподаватели клиники Тэвисток Элен и Алекс Дубинских. В 1995-1997 годах Алекс Дубинский посетил факультет психологии МГУ и предложил группе психологов организовать обучение этому методу. В 2000 году под руководством Дубинских группа психологов из 5 человек, которую возглавила Папсуева О.В. в центре «Строгино», начали свою работу в этом направлении.

Первое время Алекс и Элен Дубинских приезжали в Москву два раза в год, чтобы встречаться с этой группой, а также другими специалистами, интересующимися детской психотерапией. Между этими приездами группа под руководством Папсуевой О.В. проводила еженедельные наблюдения за младенцами, результаты которых посылали Алексу вместе с итогами групповых обсуждений и получали от Алекса подробные комментарии.

Папсуева О.В. и её ученики находятся в тесном контакте с Дубинских уже 12 лет. Алекс и Элен Дубинских научили своих московских коллег не только методу, но и поощрили их передавать свой опыт.

Для чего возникла необходимость создания этого метода и обучения по нему будущих психоаналитиков? Эстер Бик считала это необходимым по многим причинам, но особенно потому, что это могло помочь студентам более тонко понимать младенческие переживания их пациентов-детей. Например, начиная психоаналитическое лечение ребёнка двух с половиной лет, они уже достаточно чутко улавливали те ощущения, которые испытывал этот ребёнок, и от которых он ещё не слишком далеко ушёл. Не менее важна практика наблюдения за младенцами и для лечения взрослых пациентов. Только хорошо зная особенности психической жизни младенцев и понимая причины формирования тех или иных проблем в развитии, психотерапевт или психоаналитик становится способным оказать действительно эффективную помощь взрослому человеку.

Как же осуществляется наблюдение за младенцами? И какова позиция и роль наблюдателя в этом процессе?

Специалист, обучающийся психоанализу или совершенствующийся в нём, посещает семью один раз в неделю. Время наблюдения составляет 50-60 минут. Следует добавить, что между семьёй и наблюдателем заключается договорённость, касающаяся времени посещения, которое должно быть удобно, главным образом, для ребёнка и его матери. Наблюдение ведётся в течение 2-х лет, хотя существуют и адаптированные методы (например, в центре Анны Фрейд) на протяжении одного года.

Возникает вполне закономерный вопрос: какую терапевтическую ценность может иметь подобный метод? В связи с этим стоит сказать несколько слов о невербальной коммуникации, которая имеет место быть как в каждой конкретной семье между её членами, так и о той, которая неминуемо возникает между наблюдателем и семьёй, между наблюдателем и каждым членом семьи в отдельности. Под невербальной коммуникацией следует понимать весь спектр чувств и эмоциональных реакций, возникающих в процессе подобного взаимодействия, и которые при этом не проговариваются. А, поскольку наблюдатель является обучающимся психоаналитиком, то помимо наблюдения за конкретным младенцем, программа психоаналитического обучения включает обязательную супервизионную практику. Такого рода практика предполагает обязательное обсуждение каждого случая наблюдения со своим наставником и с другими членами супервизионной группы. Это позволяет наблюдателю развить в себе максимально точное представление об особенностях развития каждого конкретного ребёнка, о его роли в семье и значительно продвинуться самому в профессиональном отношении. Более того, приходя в семью и наблюдая за младенцем каждый последующий раз, специалист оказывает последовательное структурирующее воздействие как на развитие ребёнка, так и на всю семейную систему в целом, не вмешиваясь в жизнь этой семьи.

Отдельно следует добавить, что при обсуждении каждого случая наблюдения с супервизором и в группе соблюдается ряд строгих правил, которые нельзя нарушать. Запрещается называть реальные имена ребёнка и членов семьи, где проходит наблюдение. Запрещается производить аудио и видеозапись случая и его обсуждения. Запрещается обсуждать случай вне рамок супервизии.

Если сравнить особенности развития метода наблюдения за младенцами в Британии и в России, то, в связи с этим, следует сделать особый акцент на различии в отношении к методу в британском и российском обществах. Э. Бик в свой статье «Заметки о наблюдении за младенцем как части психоаналитического обучения» отмечает, что «вопреки…ожиданиям, трудностей с подбором матерей, готовых принять наблюдателя, либо через знакомых, либо по другим каналам, не возникло. Матери неоднократно отмечали, как прямо, так и косвенно, что их радует тот факт, что в дом регулярно приходит человек, с которым они могут поговорить о малыше, его развитии и их переживаниях, связанных с этим процессом». На прошедшем у нас в институте мастер-классе Папсуева О.В. акцентировала внимание на противоположной тенденции, которая присутствует в российском обществе. Она отметила, что наши семьи, и, в частности, матери относятся с большим недоверием к самой возможности еженедельного присутствия в семье постороннего человека, несмотря на то, что он является специалистом. И очень часто в качестве источников такого недоверия выступают страхи архаического характера. К ним относятся, например, «страх сглаза», «страх кражи младенца» и т.д. Такая тенденция в обществе конечно не может не беспокоить специалистов в области современного психоанализа…

Но, не может не радовать другой факт: это то, что вот уже 15 лет Московский Институт Психоанализа в сотрудничестве с членами Московской Группы Психоаналитиков осуществляют подготовку специалистов в области современного психоанализа, число которых с каждым годом неизменно растёт. И мы очень надеемся, что благодаря росту количества такого рода специалистов последующие поколения россиян вырастут более здоровыми, коммуникабельными и творческими людьми.

Поэтому, мы приглашаем всех желающих, интересующихся новейшими открытиями в области современного психоанализа и развития личности на наши семинары и мастер-классы. Будем рады видеть Вас в Московском Институте Психоанализа!