Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия по России:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Логотерапия. Мастер-класс Александра Баттиани.

10-11 июня 2012 г. в нашем институте состоялся мастер-класс австрийского профессора Александра Баттиани, Президента и главы научно-исследовательского департамента Института Виктора Франкла (Вена, Австрия) - аккредитованного научного учреждения Австрийской академии наук, главы личного архива Виктора Франкла (в сотрудничестве с доктором Элеонорой Франкл), Члена Комитета по присуждению премии и стипендий Виктора Франкла по гуманистической психологии.

Цель данного мастер-класса состояла в том, чтобы рассказать всем интересующимся об основателе и истории создания метода логотерапии, о ключевых теоретических категориях и понятиях этого подхода и, самое главное, показать на живых примерах, как работает этот метод.

Основателем логотерапии (от греческого «Logos» – слово и «terapia» – забота, уход, лечение) является Виктор Франкл. Логотерапия является одним из видов экзистенциальной психотерапии, который основан на анализе и поиске смыслов человеческого существования.

В 50—60-е годы Франкл констатирует распространение в обществе утраты смысла жизни, согласно результатам  приведённой им статистики. Следствием такой тенденции становится возрастание количества депрессий, увеличение числа наркоманов, рост алкоголизма, усиление агрессии в обществе. Зигмунд Фрейд считал, что агрессию порождает подавление сексуальных влечений. Виктор Франкл добавил к этим причинам отсутствие смысла жизни. Алкоголики и наркоманы, по мнению Франкла, — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

Согласно положениям логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.  Франкл дополнил фрейдовский принцип удовольствия и адлерианскую концепцию стремления к власти волей к поиску смысла. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, реализация которого способна сделать жизнь человека насыщенной и продуктивной. Когда отсутствует стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть заимствован у других. Для того, чтобы помочь человеку, прежде всего, нужно понять, чего хочет сам человек. Логотерапия рассматривает человека не только с точки зрения того, как он себя чувствует, но и с точки зрения его предназначения.

Для решения этой задачи был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося, прежде всего, трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера.

Также, в рамках логотерапии был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.

Парадоксальная интенция — психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа. Этот прием заключается в том, что пациент, мучимый каким-либо страхом, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя парадоксальную интенцию — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли „чемпионом по дрожанию“. Другой его пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются, в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение, что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. Для большего эффекта парадоксальная интенция может быть сформулирована в юмористической форме.

Работая со страхом клиента методом парадоксальной интенции, логотерапевт должен задавать человеку вопрос: «Чего в своём страхе Вы боитесь больше всего?» Этот вопрос позволяет обозначить страх более конкретно и превратить его в парадоксальное желание.

Дерефлексия — психотерапевтический прием, также был разработан В. Франклом. Этот прием заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым этой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Франкл иллюстрирует этот прием симптомом вагинизма, при котором женщина получает от логотерапевта инструкцию переключиться с ожидания удовлетворения ее самой на удовлетворение мужчины и воспринимать эту ситуацию в контексте нового смысла (семейное благополучие, а не эгоцентрическое стремление к удовольствиям). В качестве механизма действия этого приема рассматривается смена гиперинтенции на эмоции, когда только они рассматриваются как основная ценность, на трансценденцию, под которой понимается ориентация на предметные отношения и общечеловеческие ценности. При этом снимается не только субъективная болезненность функциональных симптомов, но и они сами. Из-за перемещения внимания на другие процессы симптомы могут быть устранены. Данный психотерапевтический прием наиболее эффективен при ипохондрической симптоматике, при которой органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента. Данный прием имеет много общего с разобусловливанием в классической теории условных рефлексов, при котором достаточно долгое неподкрепление условного рефлекса приводит к его угасанию.

Логотерапия может использоваться в качестве метода психотерапии при различных нарушениях психического функционирования. Сюда можно отнести:

1)    Фобии;

2)    Невроз навязчивых состояний;

3)    Профилактика психологических кризисов;

4)    Сопровождение неизлечимо больных соматических пациентов;

5)    Работа с людьми, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума.

 

Во второй день семинара Александр Баттьяни провел демонстрационный сеанс логотерапии с одной из участниц нашего семинара. В ходе этого сеанса Александру удалось блестяще продемонстрировать, как на практике работает метод парадоксальной интенции. Также, участники семинара получили ответы на многочисленные вопросы, которые закономерно возникали по мере ознакомления с методом логотерапии.

Мы уверены, что после семинара Александра Баттиани каждый из слушателей задал себе вопросы: «В чем смысл моей жизни?», «В чем мое предназначение?» и надеемся, что в результате полученных новых знаний многие смогли дать себе на них ответ.