Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Открытая лекция «Автобиографическая память»

23 ноября 2013 года в Московском институте психоанализа в рамках цикла открытых лекций ведущих российских психологов состоялась открытая лекция доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ, профессора МГППУ Нурковой Вероники Валерьевны на тему «Автобиографическая память: от infantileamnesia до «вся жизнь перед глазами».

В рамках этого мероприятия Вероника Валерьевна осветила новейшие научные достижения в области исследования и диагностики такого феномена человеческой психики как автобиографическая память.

Что же такое «автобиографическая память»? Автобиографическая память – это высшая мнемическая система (система запоминания), организованная по смысловому принципу, оперирующая личностно отнесенным содержанием и обеспечивающая дихроническое (в течение жизни) изменение сознание. В самом названии этого термина есть слово «автобиография» или, по-другому, рассказ о себе, о своей жизни. Если попросить каждого из нас немного подумать и начать рассказывать о себе, то эти рассказы будут отличаться не только наличествующими в них событиями или людьми. В этих рассказах будут совершенно разные точки отсчета или «старта», то есть все мы помним свою жизнь с разного возраста. Например, согласно исследованиям, европейцы в среднем помнят себя с 3,5 лет, а китайцы – с 4 лет. В наших рассказах также будут преобладать воспоминания или лично о себе, или о других людях. И, как правило, это различие связано с возрастом и тем обстоятельством, где человек родился и вырос – в городской или сельской местности.

На основании чего у человека формируется автобиографическая память? Какие условия формируют характер этой памяти? Оказывается, автобиографическая память создается в детско-родительских диалогах. Именно родители осуществляют контроль (чаще даже неосознанный) над тем, что и как ребенок должен запомнить о себе. Вследствие этого контроля ребенок научается фокусировать внимание на определенных вещах или событиях.

Также, огромное значение на развитие характера автобиографической памяти влияют культурные установки. Если большинством членов того или иного социума разделяются определенные представления о типичном содержании и «расписании» жизненных событий, то вероятность их запоминания значительно увеличивается.

Вероника Валерьевна также продемонстрировала результаты исследования автобиографической памяти у разных возрастных категорий. Оказалось, что пожилые люди по сравнению с людьми среднего возраста определяют свою личность через воспоминания об отдаленных во времени прошлых событиях, практически не используя в интегративной функции воспоминания о событиях, случившихся недавно. Это связано с тем фактом, что центральной личностной задачей пожилого возраста является преодоление отчаяния от осознания приближающейся смерти за счет интеграции со всем прошлым опытом – создание целостной истории прошлого.

В процессе психотерапии пациенты вспоминают травмирующие события из своего раннего детства, которые никогда не всплывали прежде. Среди специалистов долгое время велась дискуссия: реальны эти события или иллюзорны? Согласно результатам исследования, проведенного В.В. Нурковой с коллегами, оказалось, что эти события в основном реальны.

В лекции профессора Нурковой звучало много интересных фактов в отношении исследования автобиографической памяти, но особый акцент хочется сделать на двух проективных диагностических методиках, которые позволяют получить достаточно точные результаты и достоверные данные о характере этой памяти у человека. Это методики «Мнемошахматы» и «Линия жизни».

«Мнемошахматы». Человеку предлагаются три шахматные фигуры: конь, ладья и ферзь. Каждую из этих трех фигур нужно «назначить» своим прошлым, настоящим и будущим. Затем нужно определить цвет каждой из фигур и расположить их на не совсем обычной шахматной доске, состоящей всего из 16 клеток. Здесь очень важно, какое место отведет человек своему «прошлому», «настоящему» и «будущему». Далее человек должен сделать ходы. На основании этих ходов становится очевидным, какая из фигур (этапов жизни) находится «под ударом». И, наконец, анализируются так называемые результативные ходы, когда одна фигура съедает «другую».

«Линия жизни» представляет собой одновременно и инструмент диагностики автобиографической памяти, и инструмент рефлексии. «Линию жизни» нужно разместить на 1 листе. Линия представляет собой вектор, который начинается слева и ведется направо. Стрелка вектора, которой он заканчивается, означает настоящее время. Будущее на этой линии не исследуется. Далее человеку предлагается расположить самые важные события его жизни в хронологической последовательности вдоль «линии жизни». При этом положительные по эмоциональной окраске события нужно расположить наверху, а отрицательные – внизу.

В качестве иллюстрации В.В. Нуркова продемонстрировала нам несколько таких линий. По характеру этих заполненных событиями векторов можно отчетливо наблюдать, какой этап жизни у того или иного человека был наиболее ярким и насыщенным событиями, а какой – абсолютно «пустым». События какого характера являются для конкретного человека наиболее значимыми. Какое количество событий в целом обозначил на линии человек. Выделяет ли он из всех событий или периодов жизни наиболее яркие и т.д.

Совершенно очевидно, что для представления этого научного материала была проведена огромная исследовательская работа, которая, без сомнения, имеет потенциал широкого прикладного применения и значения.

Мы получили огромное эмоциональное удовольствие и интеллектуальное удовлетворение от Лекции Вероники Валерьевны Нурковой и очень надеемся увидеть и услышать ее снова в Московском институте психоанализа!