Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

По следам первой международной научно-практический конференции

«Конференция, которую мы организовали и провели совместно с Московским Институтом Психоанализа, является уникальным событием, которому в России до сих пор не было аналогов. Потенциал настольных игр, как психотерапевтического инструментария, к сожалению, остается недооцененным в профессиональном сообществе. Однако, количество гостей (более 150 человек) подтверждает, насколько это новаторское направление востребовано и необходимо в наши дни. Не вызывает сомнения, что интерес к психологическим настольным играм со временем будет только возрастать.

«Итак, конференция закончилась. Как организатору, мне очень хотелось познакомить специалистов с максимально широким спектром игр данного направления. Сама я, как психолог, веду игры третий год. Не много, конечно, но и не мало. Уверена, что во многих настольных играх скрыт большой потенциал: и диагностический, и терапевтический, и коучинговый. И очень многое зависит от ведущего. Мы с группой коллег неоднократно в этом убеждались. Кроме этого, постоянно наблюдаю ряд феноменов взаимодействия участников с кубиками, когда теория вероятности уступает место эффекту синхронии, к которому я хочу привлечь внимание специалистов для организации соответствующих исследований». Елена Михеева, организатор.

«Мне, как организатору, хочется видеть развитие и продолжение начатого нами дела. Отмечу, что мероприятие не имеет существующих аналогов, и насущными задачами мы ставим дальнейшее исследование областей применения настольных игр в психотерапии, и регулярное проведение Конференции для обмена полезным опытом. Уже сейчас начинается подготовка ко второй конференции, на которую мы планируем пригласить еще больше гостей и специалистов из-за рубежа. Также планируется создание образовательного проекта, посвященного изучению трансформационных и психологических аспектов применения настольных игр». Илья Греков, организатор

Желая привнести в программу конференции разнообразие, мы сняли небольшой видеофильм, смонтированный из интервью авторов и исследователей игр, которые не смогли присутствовать на конференции. Интервью дали доктор психологических наук, профессор МГППУ Игорь Викторович Вачков, психолог и основатель танатотерапии Владимир Баскаков, исследователь игр, китаевед Бронислав Виногродский, и автор игры «Карта Тамболия» физик Джеймс Тейлор Маршалл. Ссылку на видеоролик можно будет найти на страничке группы СИГМА в социальной сети Facebook.com и на видеохостинге Youtube.com

Были приглашены не только отечественные авторы настольных игр, но и зарубежные, соответственно заявленному формату мероприятия. Елизавета Трофимова представляла игры немецкого психолога, основоположника детской символдрамы, доктора психологических наук Гюнтера Хорна. Евгений Геллер из Латвии представил популярную трансформационную игру «Genesis».

Открыл конференцию юнгианский аналитик Лев Аркадьевич Хегай, прочитав лекцию "Игра и архетип". Остальное время было поделено между презентациями игр и их трехчасовой дегустацией.

Широкий спектр представленных игр включал в себя самые разные направления. Были представлены детские педагогические психологические игры: сказкотерапевтический комплект сюжетных карт «Шкатулка Доброго Волшебника» Татьяны Дмитриевны Зинкевич - Евстигнеевой и Ирины Владимировны Куликовой;

Психологические социальные игры детского психотерапевта из Германии Гюнтера Хорна, призванные восполнить недостаток социальной и эмоциональной компетенции у детей и подростков. Их представляла аналитический психолог и детский подростковый психотерапевт Елизавета Трофимова.

Генеральный директор Ассоциации клубов настольных игр «АКНИ» Сергей Овчаренко и Татьяна Раевская, рассказали о диагностических, развивающих и коррекционных особенностях «досуговых» настольных игр при работе с детьми и взрослыми.

Большой интерес вызвали бизнес – игры. Например, коммуникативная игра "Ледокол", адаптированная к нуждам педагогов и психологов, работающих с детьми и подростками. Ее представляла компания НОРДИК, специализирующаяся на разработке настольных бизнес - симуляторов. Усилиями специального отдела компании они создали уже более 64 оригинальных настольных игр.

Психологами были представлены игры, позволяющие исследовать свои бессознательные процессы, и направить их в русло достижения внутренней гармонии. Это игра «Мастер двух Миров» Ильи Грекова по мотивам творческого наследия К.Г. Юнга, Э. Нойманна, Дж. Кэмпбелла. Игра «Встреча с Тенью» Елены Михеевой позволяет выявлять вытесненные аспекты личности, обнаружить их действия в своей жизни. А также принимать их и изменять, или учиться применять в своей жизни. Кроме этого, игра дает возможность выявить стратегии поведения человека, приводящие к потере жизненных сил, «разрушающие» человека, и найти «ключи» к изменениям этих стратегий. Игра «Путь волшебника» Татьяны Раевской – это вариация игры «Встреча с Тенью».

Еще одна из этого класса, наверное, самая первая в России, созданная еще в 90-х годах прошлого века - это «Времена Года» Владимира Баскакова, созданная в русле авторского направления – танатотерапии и отражающая четыре периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость. Особое внимание в этой игре уделяется моменту перехода из одного возраста в другой (малые переходы) и Большому переходу – завершению жизни. Таким образом, эта игра дает возможность осознать уроки и ценности каждого этапа, далеко не всегда уже пройденного, но точно ожидающего почти каждого из нас.

Разумеется, не обошлось без классических трансформационных игр "на достижение мечты" Механизм работы таких игр также основан на эффекте синхронии, описанной Юнгом еще в начале 20 века. Ниже приведены описания игр со стороны организатора конференции, Елены Михеевой, которая регулярно проводит игру «Лила Чакра» (с позиции психолога), а также играла и хорошо знакома с эффектами ниже описанных игр.

Игра "Genesis", автор Евгений Геллер, Латвия. Основана на представлении о том, что путь достижения мечты пролегает «в четырех измерениях» жизни: «действия», «чувства и эмоции», «мысли и идеи», «мировоззрение». Противоречие на любом из этих уровней ведет к затруднениям в достижении цели. Игра позволяет переосмыслить мечту, осознанно переформулировать ее и «пожить» с ней в процессе работы. По большому счету .эта игра является улучшенной версией Трансформационной игры. Из нее убраны все мистические наслоения, таким образом, игра приобретает психологическую направленность. Обладает довольно серьезным коучинговым потенциалом, в нее с интересом играют бизнесмены разных стран.

Игра "Лила Чакра". Автор – Евгений Китанин. В основе игры – книга перемен И-Цзын. Карл Густав Юнг обратил внимание на этот древний оракул, написав предисловие к первому английскому изданию в виде диалога. Игра, если применять ее, с психологической точки зрения трактуя некоторые эзотерические термины как метафоры (например, поле «кармические проблемы можно понимать как внутренние препятствия, связанные с семейной историей, традициями), дает хорошую диагностическую картину поведенческих паттернов, препятствующих личностному развитию, достижению целей человека. Также, по ходу игры, есть возможность не только осознать, но и найти новый взгляд на привычные ситуации найти возможные пути движения, в том числе и к мечте. Есть возможность осознать и отсеять «чужие» и деструктивные цели.

Игра "Книга перемен". Автор – Наталья Рыбальченко, также построена на основе древнего китайского оракула, и создавалась для его изучения. Дает интересный «срез» ситуации по заданному вопросу в статике, то есть, отвечает на вопрос, как обстоят дела на момент игры. А также раскрывает особенности развития ситуации, таящие в себе ключи к дальнейшему вероятностному процессу. Например, рассматривалась ситуация отношений с деловым партнером. В статике, то есть на момент рассмотрения ситуации была абсолютная гармония в отношениях, но в динамике проявились два скрытых конфликта. Дальнейшее развитие событий как раз их и проявило. Таким образом, диагностика была точной. В данной ситуации нельзя сваливать на программирование, так как речь шла о конфликтных ситуациях, уже произошедших и «сидящих занозами». Конечно, эта игра вряд ли может стать полноценным инструментом психолога. Но она, на наш взгляд, ценна сама по себе, как явление, а также, возможно, для проведения исследований в области игровых технологий.

Игра "Трансформация" – одна из первых трансформационных игр «мирового» масштаба. В основе та же четырехуровневая модель реализации мечты: физический, эмоциональный, ментальный, духовный уровни. Цель игры считается достигнутой, если все условия выполнены (все карты заполнены). Одной из изюминок этой игры, на наш взгляд, является «содержание бессознательного», который по задумке авторов отражает внутренний «багаж» человека на момент старта к мечте. Таким образом, человек не является, априори, чистым листом и имеет возможность осознать свой потенциал, который в процессе игры так или иначе перерабатывается в ресурс.

Игра "Путь к мечте". Автор – Сергей Мамистов. Игра отражает четыре жизненных состояния, «детство» - когда человек еще не зарабатывает деньги, но получает знания и навыки. «Зрелость» - когда человек способен зарабатывать, получать профессиональное образование… «Реализация целей» - это жизненный этап, когда человек свои силы, в основном, направляет на достижение какой-либо цели. И последний этап – собственно достижение мечты, когда человек концентрирует все свои ресурсы, все свое намеренье на ее достижение главной мечты. Очень интересной и важной, на наш взгляд, находкой является моделирование энергообменных процессов в жизни человека: То есть, когда мы просто «работаем вхолостую», мы тратим силы. Когда мы приобретаем те или иные способности, реализуем поставленные цели, мы тоже расходуем свои силы, свои ресурсы. И они требуют поиска адекватных способов их восстановления. Кроме того, важным моментом этой игры, с нашей точки зрения, является наличие акцента на ограниченности родительского капитала. Таким образом, можно задержаться и в детстве, но ненадолго.

Особым пунктом программы выделялась игра, обобщающая практический опыт аналитика государственного масштаба Диденко Вячеслава Леонидовича. На основе тридцати лет практики работы в сфере контроля, им была сформулирована авторская система анализа потока разнородной, в том числе отрывочной информации и массивов противоречивых и часто непроверенных данных. Система создавалась и проверялась в условиях необходимости оперативного реагирования на быстроменяющиеся обстоятельства и принятия оптимальных управленческих решений в режиме постоянного дефицита ресурсов (времени, сил и средств). Игра под названием "Веда Дид-Ладо" - это упрощенная модель авторской системы, символически отражающая инвариант любого объекта или жизненного процесса и стадии его развития. Эта многоуровневая игра не только позволяет развивать стратегическое мышление, но, на более глубоком уровне, дает возможность постигать основы мироустройства.

Приведенные выше игры в той или иной степени моделируют разные аспекты человеческой жизни. Конечно, эти модели далеки от совершенства, но даже в такой форме участник получает желаемый результат. Было бы интересно провести широкомасштабные исследования механизмов, необходимых условий моделирования ситуаций, выявления наиболее интересных инструментов для создания более совершенных, и уже психологических трансформационных игр. Конечно, психологическая игра – это не волшебная палочка, но игра может стать хорошим инструментом в руках специалиста. Не подлежит сомнению, что игра дает возможность прожить сложные, болезненные жизненные события, преобразовать негативный опыт, переосмыслив ценности, заменив тупиковые стратегии на более эффективные.

Исходя из практического опыта разных авторов, ведущих и участников игр самопознания, можно сделать один важный вывод: во всех играх велика роль ведущего. Профессионал может шире и глубже раскрыть палитру возможностей каждой игры. Таким образом, в руках опытного специалиста, они могут стать прекрасными инструментами диагностики, развития и психотерапии. Ну, и, конечно, проблематика применения настольных игр в психотерапии еще ждет своего подробного изучения.

Круглый стол, посвященный использованию настольных игр в психотерапии, стал площадкой для плодотворного обмена идеями и предложениями среди авторов игр и гостей конференции. Авторские статьи участников вошли в сборник научных материалов, который можно бесплатно получить, отправив заявку на электронный адрес Оргкомитета.

По итогам конференции можно сказать, что она вызвала довольно большой интерес в психологическом сообществе. Прямая трансляция конференции позволила привлечь к участию в конференции гостей из ближнего зарубежья, студентов и специалистов. Благодарим за профессиональное участие в организации и проведении конференции сотрудников Московского Института Психоанализа. Ждем Ваших пожеланий и предложений по адресу tipiconf@yahoo.com

Организаторы конференции: Илья Греков и Елена Михеева