Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия высшего образования:
+7(495) 933-26-83
+7(499)249-20-00
Приемная комиссия дополнительного образования:
+7(499) 650-75-25
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Почта приемной комиссии:

zayavka@inpsycho.ru Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!




x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Центр мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций при Московском институте психоанализа (ЦМКА)

Информационная записка о проекте создания Центра мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций при Московском институте психоанализа (ЦМКА)

В структуре Московского института психоанализа создано отдельное структурное подразделение – Центр мониторинга и компаративного анализа межкультурных ком- муникаций при Московском институте психоанализа (руководитель к.и.н. В.В. Энгель, научный руководитель – академик РАО Асмолов А.Г.). Основная цель деятельности Центра: проведение сравнительного и мотивацион- ного анализа проявлений ненависти, с целью изучения условий возникновения и распространения деструктивных социальных практик, преодоления межкультурной разобщенности, разработки социально-психологических, юридических и социаль- но-политических основ профилактики конфликтов на почве ненависти, выработки соответствующих рекомендаций для представителей федеральных и муниципальных властей, НПО, этнических общин (национально-культурных автономий) и религиозных организаций.

Основные направления деятельности Центра

  • экспертно-аналитическая работа – проведение мониторинговых исследований, на-правленных на анализ факторов, влияющих на формирование общественного запро-са на радикализм, проявление ксенофобии и расизма в России и других странах мира; анализ механизмов государственной политики, направленных на противодействие межкультурным конфликтам.
  • научно-исследовательская деятельность – изучение культурных, социальных, эконо-мических и психологических детерминант возникновения и распространения меж-культурных конфликтов; изучение политических, идеологических, законодательных и правоприменительных практик противодействия ксенофобии и радикализму в совре-менном обществе.
  • образовательно-просветительская деятельность – выработка рекомендаций; разра-ботка методических материалов для сотрудников муниципальных и региональных ор-ганов власти, ответственных за национальную и религиозную политику, проведение специализированных семинаров; разработка психолого-педагогических основ про-филактики деструктивных практик, разжигающих национальную и религиозную рознь среде учащихся и молодежи; проведение мероприятий (фестивалей, летних моло-дежных лагерей и т.д.), направленных на развитие толерантности молодежи.
  • издательская деятельность – издание аналитических докладов, а также иные публи-кации по направлениям деятельности Центра.
  • международное сотрудничество – создание международной экспертной площадки для обсуждения последних исследований (в области политологии, социологии, соци-альной психологии и правоведения) и обмена мнениями по вопросам радикализма и ксенофобии совместно с коллегами из ун-та Нортгэмптон (Великобритания) - Dept. of History at Northampton University, UK, Центра изучения фашизма, антифашизма и пост-фашизма ун-та Тисайд (Великобритания)(Teesside University, Center for fascist, anti-fascist and post-fascist studies, UK), Института стратегических исследований Фран-ции (IRIS), кафедры социологии Университета Этвеша Лоранда (ЭЛТЕ) в Будапеште, (Department Chair of Social Research Methodology at Eötvös Loránd University (ELTE), Faculty of Social Science); Political Capital Institute, Будапешт; университета Пантеон в Афинах (Pantheon University of Athens), Берлинского регистра по документации проявлений правого экстремизма и дискриминации по округу Штеглиц-Целендорф (Германия), Института изучения проблем преступности и правоприменительной практики, Нидерланды (Netherlands Institute for the Study of Crime and Law Enforce-ment), ф-та истории Ягеллонского университета в Кракове (Jagiellonian University, Dept. of History, Kracow) , Украинского института анализа и менеджмента политики, Европейского центра толерантности, Рига. Задача данной площадки – превращение ее в полноценную и высокопрофессиональную экспертную конференцию, способную адекватно воспринимать информацию о положении меньшинств, причинах зарождений конфликтов и транслировать ее в политическую среду, СМИ и гражданское общество.

История создания

За основу работы Центра будут взяты наработки Европейского центра толерантности (Латвия) и российская АНО «Институт изучения проблем национальной политики и межнациональных отношений» в области мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций (http://www.ru.civic-nation.org/).

Так, на протяжении последних 7 лет сотрудники этих двух организаций занимались исследованиями в данной области, которые касались социально-политических, экономических и исторических предпосылок ксенофобии и радикализма в Европе. За это время было выпущено три тома «White Papers of Hate» («Белая книга нацизма») за 2012-2015 гг., которые представляют собой обзор законодательства, правоприменительной практики, риторики власти и других аспектов, связанных с темой толерантности, в 22 странах Европы. Кроме того, в работах публиковались данные о преследованиях правозащитников, давались данные о социальных опросах, касающихся меньшинств, о деятельности радикальных партий и групп, а также статистические данные о преступлениях на почве ненависти.

В результате был собран большой фактический материал для мотивационного и компаративного анализа межкультурных конфликтов и коммуникаций. Попытки такого анализа, наряду с продолжением мониторинга, были предприняты в 2015-2017 гг. названными неправительственными организациями (ЕЦТ и ИИМО), результатом которых явились три доклада «Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в Европе» за данный период. В исследовании принимало участие 12 исследователей из известных европейских научно-образовательных центров (см. раздел Международное сотрудничество).

Однако, несмотря на всю глубину и профессионализм социально-экономических и политических аспектов данного анализа, он продолжает страдать односторонностью подхода, поскольку в нем отсутствуют такие элементы как социально-психологические и юридические аспекты генезиса ксенофобии и радикализма.

Поэтому важнейшим аспектом деятельности центра должно быть междисциплинарное исследование темы межкультурных коммуникаций с целью выработки механизмов противодействия идеологии ненависти как основы экстремизма. В основу исследования будет положен мониторинг проявлений ксенофобии и радикализма, который даст фактический материал для мотивационного и компаративного анализа данных проблем. Методологической базой исследования являются психоистория, цивилизационная теория общественного развития, исследования в области социальной психологии и в области международного права.

В своей деятельности Центр мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций будет взаимодействовать с кафедрой социальной психологии и куль-турной антропологии Московского института психоанализа, «Левада-центром», Цен-тром «Холокост», Еврейским музеем и центром толерантности, а также целым рядом зарубежных профильных научно-образовательных центров.

Академический совет

Для успешной реализации деятельности Центра будет создан академический совет,  в который войдут известные российские специалисты в области социальной и этниче-ской психологии и психологии личности: академик РАО, доктор психологических наук А.Г. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Г.В. Солдатова, профессор РАН, доктор психологических наук Т.А. Нестик, историк Холокоста д.и.н. Альтман И.А., специалист по восточноевропейскому радикализму д.и.н., профессор Балтийского университета им. Канта Тарасов И.Н., и др.

Эксперты

ЭНГЕЛЬ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ (РФ)

ФЕЛЬДМАН МЭТТЬЮ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

ЧАРНЫЙ СЕМЕН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВОЛЬФСОН СЕМЕН БОРИСОВИЧ

БОРТНИК РУСЛАН ОЛЕГОВИЧ

КАСТРИОТА АННА

ТИКА ПРАНВЕРА

МОНТЕНЕГРО-ЛУЖИЧ ВАНЯ

ДЮ ВАЛЬ КАТАРЖИНА

БАРНА ИЛЬДИКО

КАРТЕР АЛЕКС

КАМЮ ЖАН-ИВ

ГАРСИЯ ХУАНАТЕ АННА

СТРАТИЕВСКИЙ ДМИТРИЙ

ТАРАСОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ

УИЛЬЯМ АЛЧОРН

МАРКУС РАЙНДОРФ

АНА ЛЮБОЕВИЧ (ANA LJUBOJEVIĆ)

 

Программа повышения квалификации

Психология Межкультурной Коммуникации Psychology Of Intercultural Communications

144

часа
По специальности:
Психология служебной деятельности
Специализация 04:
Психология переговоров и разрешенияк онфликтов

 

О программе

Программа создана на основе междисциплинарного подхода, обобщающая теоре-тические, эмпирические и прикладные аспекты исследований и практики в области психологии взаимодействия различных культур и народов в поликультурном, много-полюсном мире.

Программа выводит слушателей в широкий межкультурный контекст действительно-сти с учетом как процессов глобального, так и локального уровней, являющихся отра-жением усложняющихся системных связей в обществе, и демонстрирует возможно-сти профессиональной психологической деятельности в этом контексте.

Область психологии межкультурной коммуникации – востребованная и динамично развивающаяся отрасль психологии, интегрирующая элементы различных областей психологического знания – социальной психологии, психологии личности, культурной психологии, этнопсихологии, кросскультурной психологии, а также таких дисциплин как культурология, культурная антропология, социология, конфликтология.

 

Планируемые образовательные результаты для слушателей программы:

  • умение анализировать социальные ситуации переговоров и конфликтов в меж-культурном взаимодействии,
  • смогут использовать модели и концепции межкультурных коммуникаций для анали-за различных ситуаций межкультурного взаимодействия,
  • научатся учитывать кросскультурные аспекты при проведении переговоров в раз-личных сферах,
  • проводить тренинги по повышению этнокультурной толерантности, профилактике ксенофобии,
  • повысят уровень межкультурной компетентности,
  • смогут соотносить профессиональные знания, полученные в рамках программ с со-временной реальностью межкультурных отношений, а также в контексте психоло-го-практической работы в экспериментальных ситуациях.

 

Цель программы - подготовка специалистов, владеющих необходимой системой ме-тодологических, теоретических и прикладных знаний в области межкультурного мно-гообразия, межкультурных коммуникаций и межкультурного взаимодействия и спо-собных их применять эти знания при решении профессиональных психологических задач как в научной, так и практической деятельности.

 

Задачи программы

  • формирование профессиональной компетентности в восприятии и понимании многообразия поликультурного мира и механизмов взаимодействия в нем отдельных личностей, групп, народов и государств, представляющих разные культуры мира;
  • изучение основных проблем и тем психологии межкультурных коммуникаций, знакомство с основными антропологическими и психологическими подходами и концепциями в исследовании культуры и межкультурных коммуникаций, овладение терминологией психологии межкультурных коммуникаций;
  • понимание процессов межкультурных коммуникаций и культурных границ в условиях современных макропроцессов глобализации, изучение концепций и стратегий мультикультурализма;
  • изучение психологических особенностей и закономерностей межкультурных коммуникаций и межкультурного понимания, особенностей вербальной и невербальной коммуникации, современных моделей и концепций межкультурных коммуникаций;
  • изучение проблемы культурной вариативности мира (различные типологии культур, культурно-психологические универсалии, культурная вариативность личности);
  • знакомство с основными закономерностями психологии миграции, теориями культурной адаптации и аккультурации, с моделями освоения чужой культуры;
  • понимание механизмов восприятия представителями разных культур себя в контексте поликультурного пространства мира и механизмов влияния продуктов этого самовосприятия на межкультурное поведение;
  • развитие культурной сензитивности, культурной толерантности и осознание собственного этноцентризма;
  • знакомство с практическими программами и психологическими технологиями формированиямежкультурнойкомпетентности,овладениесодержательнойосновой формирования практических навыков и умений в общении с представителями других культур;
  • повышение межкультурной компетентности и формирование практических навыков и умений, способствующих эффективному взаимодействию с представителями других культур;
  • формированиенавыковэффективногопроведенияпереговоровспредставителями разных культур и этнических групп;
  • формирование навыков проведения тренингов по повышению этнокультурной толерантности, профилактике ксенофобии, повышению межкультурной компетентности.


В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: ак-тивные и интерактивные формы проведения занятий, разбор конкретных ситуаций, презентация сравнительного анализа особенностей межкультурной коммуникации по самостоятельно выбранным культурам на основе базы AperianGlobal, проведение этнографического интервью, проведение тренингов по межкультурной компетентно-сти, развитию толерантности и профилактики ксенофобии и др.

По итогам обучения слушатели получают Удостоверение о повышении квалифика-ции, установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.

 

Структура программы повышения квалификации

«Психология межкультурной коммуникации»

 

Наименование раздела Всего
часов
В том числе: Форма итогового контроля
Ауд. час Самост.
работа
1.

Глобализация, мультикультурализм и культурные границы

16 10 6 зачет
2.

Понятие “культуры” в различных дисциплинах 

10 4 6 -
3.

Концепция культуры и человека в психологии

10 4 6 -
4.

Культура и коммуникация

12 6 6 -
5.

Вербальная межкультурная коммуникация

12 6 6 зачет
6.

Невербальная межкультурная коммуникация

14 8 6 зачет
7.

Теории и модели межкультурных коммуникаций

14 8 6 зачет
8.

Типы культур, измерения культур и межкультурная коммуникация

14 8 6 -
9.

Культура и личность

10 4 6 -
10.

Межкультурная сензитивность и межкультурная компетентность

16 10 6 зачет
11.

Конфликты в межкультурном взаимодействии. Психология ксенофобии. Психология толерантности

16 10 6 экзамен
12.

Междисциплинарный экзамен

- - - экзамен
  ИТОГО 144 78 66  

 

Магистерская программа — «Психология переговоров»

Руководители

Профессор, доктор психологических наук Галина Владимировна Солдатова

Магистерская программа «Психология переговоров» разработана в рамках нацио-нального проекта по формированию системы инновационного образования.

Подготовка магистров по профилю переговоров отвечает растущей потребности об-щества, государственных структур и бизнеса в интегративных стратегиях, позволяю-щих установить баланс противоборствующих сторон, рост доверия, поддержку про-цессов социальной консолидации и групповой сплоченности.

Целью программы специализации является подготовка профессионального перего-ворщика и посредника – специалиста, обладающего систематизированными знания-ми в области психологии переговоров, владеющего практическими навыками неси-лового и творческого разрешения проблемных, конфликтных и кризисных ситуаций и миротворчества в целом.

Комплексный подход, объединение глубоких теоретических знаний и практических навыков, передового мирового и российского опыта позволяет слушателям овладеть совокупностью ключевых компетенций ведения переговоров в ситуациях разной сте-пени сложности.

 

К этим компетенциям относятся:

  • анализ, оценка и прогнозирование переговорного процесса в межличностном и межгрупповом взаимодействии, в коммерческих, семейных, межкультурных, внутри и межорганизационных отношениях, в переговорах разной степени сложности, в том числе в ситуациях, связанных с риском для жизни;
  • ведение переговоров, фасилитирование группового принятия решений, осуществление посредничества при решении проблем, разногласий, споров и конфликтов различного характера;
  • обеспечение процедурной справедливости в организациях, построение этической инфраструктуры, предотвращающей деструктивные конфликты и др.;
  • осуществление согласительной политики (формирование сообществ, построение и поддержка эффективных социальных сетей, налаживание разрушенных коммуникаций и удерживание их в различных ситуациях, направление конфликта в конструктивное русло и др.).

Магистры, прошедшие подготовку по данной программе, смогут работать в качестве консультантов и посредников в бизнесе; профессиональных модераторов и фасилита-торов при групповом принятии решений; советников и экспертов в различных прави-тельственных и неправительственных организациях, органах государственной власти; миротворцев; работников государственных специализированных комиссий (различ-ных согласительных комиссий, комиссий по предотвращению антигосударственных действий); сотрудников правоохранительных органов; руководителей и координато-ров общественных организаций; профессиональных медиаторов-конфликтологов в различных сферах общественной жизни; научных сотрудников – исследователей в области психологии переговоров.

 

Перечень специальных дисциплин по магистерской программе «Психология переговоров»:

  • Введение в психологию переговоров: Переговоры как культурно-историческая школа социальных действий.
  • Психология посредничества
  • Психология агрессии
  • Психология конкуренции
  • Психология доверия
  • Психология конфликта
  • Социальная психология переговоров
  • Психология риска и принятия решений
  • Институты современной дипломатии
  • Психология межкультурных коммуникаций
  • Психология терроризма
  • Позитивная психология
  • Антропология социальной самоорганизации
  • Психология межэтнической напряженности
  • Международные переговоры
  • Психология манипуляций
  • Традиция арбитражных судов в истории европейской культуры
  • Методология социального конструкционизма
  • Психология экспрессивного поведения
  • Психология убеждающей коммуникации
  • Деловое общение
  • Организационная психология
  • Семантическое пространство процесса переговоров
  • Психология лжи

Спецпрактикумы:

  • Базовые компетенции ведения переговоров
  • Управление стрессом при ведении профессиональных переговоров
  • Конфликтологическая экспертиза
  • Социальные сети: диагностика и управление
  • Тренинг социальной компетентности
  • Невербальные технологии переговоров
  • Фасилитация и методы группового принятия решений

 

План работы
Центр мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский институт психоанализа»

 

Дата Мероприятие
1. Январь 2018 г.

Организация творческого коллектива для подготовки ежегодного аналитического доклада „Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в Европе, 2018“ , заключение партнерских и трудовых договоров и постановка задания

2. Февраль – март 2018 г

Разработка краткосрочного учебного курса повышения квалификации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

3. Март 2018 г.

Проведение презентационных мероприятий НОЦ ИПРОСОК

4. Февраль-июнь 2018 г.

Мониторинг и проведение исследования состояния ксенофобии и радикализма по единой методике в 15 странах Европы. Выявление основных проблем и условий формирования стабильных обществ в условиях глобализации и мультиэтничных социумов. Подготовка 15 отдельных докладов по каждой из стран мониторинга.

5. Февраль-июнь 2018 г

Обобщение собранного материала, подготовка единого аналитического доклада "Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в Европе, 2018"

6. Июль-август 2018г

Подготовка аналитического доклада "Ксенофобия и радикализм в России, 2018 г."

7. Август 2018 г.

Перевод Доклада "Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в Европе, 2018" и Доклада "Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в России, 2018 г." на английский язык.

8. Сентябрь 2018 г.

Издание Доклада "Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в Европе, 2018" и Доклада "Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в России, 2018 г." на русском и английском языках.

9. Сентябрь- октябрь 2018 г.

Презентация Доклада "Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в Европе, 2018" и Доклада "Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в России, 2017 г." на ведущих российских и международных площадках

10. Октябрь-декабрь 2018 г.

Публикация в электронном виде, размещение текстов докладов по 15 странам, а также общего доклада "Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в Европе, 2018" на сайте ОБСЕ, а также на сайте НОЦ ИПРОСОК. Размещение видео-презентация в социальных сетях.

 

Новости проекта:

• • •


Центр мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций представил доклад

«Правый радикализм в Европе: идеология, социальная база, перспективы»


Центр мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций при Московском институте психоанализа представил доклад «Современные ультраправые. Правый радикализм в Европе: идеология, социальная база, перспективы».

Доклад подготовлен в 2018 году совместно с ведущими европейскими экспертами в рамках глобального проекта «Европейский Форум Толерантности». В работе над докладом приняли участие исследователи из целого ряда европейских университетов и научных центров.

Какова социальная база современного правого радикализма? Что лежит в основе этой идеологии? Каковы объективные предпосылки и возможные направления развития правого радикализма? Каковы источники финансирования праворадикальных организаций? И кто же они – их лидеры?

Доклад отвечает на ряд вопросов, которые сегодня волнуют не только исследователей, но также политиков и простых граждан.
Многие материалы вводятся в оборот впервые.

С текстом доклада можно ознакомиться по ссылке

• • •