Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия высшего образования:
+7(495) 933-26-83
+7(499)249-20-00
Приемная комиссия дополнительного образования:
+7(499) 650-75-25
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Почта приемной комиссии:

vo@inpsycho.ru Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!




x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Дата

26, 28 марта 2019
16, 23, 30 апреля 2019
21, 23, 28 мая 2019
25, 27 июня 2019

Время проведения:

17:00 - 19:00

Стоимость:

Участие бесплатное

Место проведения:

Московский институт психоанализа, Кутузовский пр-т, д.34, стр.14, ауд. 315

Формат участия:

Очный и онлайн

_____________________

Контактное лицо:
автор - Валерий Викторович Энгель
engel@inpsycho.ru

Факультативный курс «Ксенофобия, радикализм и предупреждение конфликтов»

Блок №1.   КСЕНОФОБИЯ И РАДИКАЛИЗМ.

Общее задание к отчетной работе по курсу (дается перед его началом) - провести эмпирический мониторинг проявлений ксенофобии и радикализма в вашем регионе, используя для этого материалы СМИ, социальных сетей, Интернета, а также личные наблюдения, материалы интервью со свидетелями событий и пр.
 

►  Лекция 1. Причины ксенофобии и ее влияние на формирование общественного сознания.

  • Понятие ксенфобии, нетерпимости и дискриминации.
  • Истоки, этнические и конфессиональные стереотипы, предрассудки, социальные установки, исторические практики.
  • Роль государства и религиозных организаций в формировании общественных взглядов на меньшинства. 
  • Предпосылки единства многообразных обществ. Ксенофобия как условие общественной сплоченности?  Насильственная и добровольная ассимиляция. 
     

►  Лекция 2.  Меньшинство и большинство. Проблемы взаимодействия. Ксенофобские практики в современной Европе.

  • Виды меньшинств: национальные, религиозные, лингвистические, гендерные, сексуальные - проблемы взаимоотношения с большинством. 
  • Коренные и некоренные меньшинства: ирредента, иммиграция, традиционные меньшинства.
  • Нация и национализм. Виды национализма. Позитивный и агрессивный национализм. 
     

►  Лекция 3. Ксенофобия. Основные виды ксенофобных практик. 

  • Основные виды европейских ксенофобных практик: цыганофобия, антисемитизм, исламофобия, мигрантофобия, гомофобия. 
  • Новые фобии, направленные против лингвистических меньшинств. 
  • Русофобия как новое проявление радикализма. 
     

►  Лекция 4. Дискриминация Необходимость борьбы с дискриминацией.

  • Что такое дискриминация. Дискриминационные практики: бытовые, на рабочем месте, в медицинских, социальных и образовательных учреждениях. 
  • Борьба с дискриминацией. Недопустимость ограничения прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, лингвистической и религиозной принадлежности.
     

Блок №2.   ГОСУДАРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ НАЦИИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.

►  Лекция 5. Национальное государство. 

  • Что такое национальное государство. Типы национальных государств. 
  • Обеспечение общественной сплоченности как главная цель национального государства.
  • Интеграционные модели в современном мире. Кризис национального государства в Европе.
  • Принципы построения европейской интеграционной политики.
  • Почему мультикультурализм стал проблемой в Европе?
     

►  Лекция 6.  Правоприменительные практики в отношении меньшинств. 

  • Европейская конституционная традиция как объективная предпосылка формирования политики в отношении меньшинств.
  • Антидискриминационные законодательство и правоприменительные практики в Европе.
  • Дискриминационное законодательство и дискриминационные правоприменительные практики в Европе.
     

►  Лекция 7.  Основные причины радикализации европейского общества.

  • Конфликт между ценностями и интересами как новая причина дискриминации и радикализма в Европе.
  • Роль государства и политических элит в Европе в генерации ксенофобских настроений в обществе. «Кольцо ксенофобии».
  • Роль международных организаций в защите прав человека.
     

Блок №3.   СОВРЕМЕННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ РАДИКАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГРУППЫ

►  Лекция 8.  Радикализм. Социальная база современного радикализма

  • Что такое радикализм. Виды радикализма. Правый радикализм, левый радикализм, исламизм как основные виды современного европейского радикализма.
  • Социальная база и идеология современного радикализма.
     

►  Лекция 9.  Предпосылки современного радикализма.

  • Объективные и субъективные предпосылки современного радикализма в Европе: особенности современной глобализации, особенности европейской конституционной традиции, противоречия между ценностями и интересами.
  • Финансирование. Основные финансовые потоки, источники, спонсоры.
     

►  Лекция 10. Современные радикальные политические партии и группы. Их цели и практики. Взаимоотношения с властью.

  • Взаимоотношения с властью. Европейские радикалы как инструмент внутренней и международной политики.
  • Чем опасны политические альянсы с радикалами. Русофобия как результат политических альянсов с радикалами.
     

►  Лекция 11. Компаративный анализ преступлений на почве ненависти.

  • Преступления на почве ненависти в Европе, сравнительный анализ. Виды преступлений на почве ненависти, их классификация. Объективные и субъективные причины роста преступности. Модели противодействия.
     

Семинарское занятие №1 к блоку 1-3 на тему: «Социально-политические аспекты современной ксенофобии и радикализма»

►  Вопросы:

  • Что такое ксенофобия и как часто вы с ней сталкиваетесь? Какова роль общества в воспитании толерантного мировоззрения? Считаете ли вы себя толерантным человеком и в чем это проявляется?
  • Объективные и субъективные предпосылки современного радикализма. Основные виды дискриминационных практик и пути противодействия. Что такое правый радикализм и в чем его опасность? Сталкивались ли вы когда-либо с радикальными проявлениями в обществе? Каковы модели противодействия преступлениям на почве ненависти?
  • Интеграция и общественная сплоченность. В чем их значение? Каковы основные модели интеграции? Что такое нация и национальное государство? Каковы модели национальных государств?
     

Блок №4.   КСЕНОФОБИЯ И РАДИКАЛИЗМ В РОССИИ.

►  Лекция 12.  Россия как мультикультурное, мультиэтничное и мультирелигиозное государство.

  • Этническая и религиозная структура российского общества. 
  • Традиции, духовность и менталитет российского народа в контексте сосуществования различных культур и религий. Что такое российские ценности?
  • Свобода совести и светскость государства в контексте проблемы предотвращения этнических и религиозных конфликтов.
  • Российская модель национального государства как основа сохранения общественной сплоченности. Идеологические основы российского общества. Нужна ли современной России национальная идея?
  • Суть и основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. 
     

►  Лекция 13.  Ксенофобия и радикализм в России  в контексте европейской политики толерантности. 

  • Динамика ксенофобских настроений в России. 
  • Радикализм в России. Динамика преступлений на почве ненависти.
  • Радикальные партии и группы. Роль внутренних и международных факторов.
     

►  Лекция 14.  Цели и задачи государственной национальной и религиозной политики РФ. Законодательство.

  • Конституционно-правовые основы межнациональных отношений в России. 
  • Обеспечение государственных гарантий равенства, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и пр.  Вопросы обеспечения прав этнических и языковых меньшинств в России в контексте борьбы с экстремизмом. Суть и формы межрелигиозного и межкультурного диалога.
  • Международные обязательства России в области прав человека. Российское законодательство в контексте соответствия международному праву.
  • Объективные риски.
  • Значение Федерального закона №284-ФЗ от 22 октября 2013 года, усиливающего ответственность региональных органов власти и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений.
  • Последние изменения в законодательстве и их значение для правоприменительной практики. 
     

►  Лекция 15.  Правоприменительные практики в Российской Федерации, касающиеся прав меньшинств.

  • Приоритеты государственной власти в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. 
  • Проблемы, препятствующие борьбе с ксенофобией и радикализмом.
  • Деятельность в области правоприменения в отношении преступлений на почве ненависти.
  • Информационно-образовательные практики.
  • Динамика и структура уголовных дел и приговоров судов за преступления на почве ненависти.
  • Дискриминационные практики и попустительство ксенофобии.
     

►  Лекция 16.  Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов, проживающих на территории Российской Федерации.

  • Международно-правовые стандарты прав мигрантов и их имплементация в законодательстве РФ. Цели миграционной политики РФ. Правовой статус трудящихся-мигрантов в РФ, опыт ЕС и приоритеты ЕАЭС и СНГ. Применение принципа равенства и недискриминации в отношении прав мигрантов.
  • Сохранение идентичности, традиций и обычаев мигрантов в контексте уважения культуры и традиций коренного населения. 
  • Вопросы социального вовлечения мигрантов в жизнь мегаполиса, языковая адаптация.
  •  Механизмы информирования мигрантов о миграционном и трудовом законодательстве РФ, доступе к социальным, медицинским и образовательным услугам, нормах и правилах общественного порядка и морали, этических принципах, принятых в российском обществе.
     

Семинарское занятие №2 к блоку 4 на тему: «Ксенофобия и радикализм в России»

►  Вопросы:

  • Что такое Российская нация? Каковы типы национального государства и можно ли говорить о российской модели национального государства?
  • Каковы суть и основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации? С чем вы согласны, а с чем - нет?
  • Сравните уровень ксенофобии в России и других европейских странах?
  • Профилактика преступлений на почве ненависти в России.  Дискриминационные и антидискриминационные практики. В чем отличие? Были ли вы когда либо свидетелем преступлений на почве ненависти? Как вы реагировали? Что по вашему нужно, чтобы люди стали меньше ненавидеть друг друга из-за этнических или религиозных различий?
  • В чем состоит миграционная проблема? Есть ли разница с ситуацией с мигрантами в России и в странах Западной Европы? Есть такие проблемы в вашем регионе, городе? В чем они заключаются и как решаются?
     

Блок №5.   МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ОЧАГОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ.

►  Лекция 17.  Социальный конфликт. Понятие, сущность, мотивы, классификация и причины социальных конфликтов.

  • Что такое социальный конфликт.
  • Глобальные, региональные и социальные конфликты.
  • Личностно-групповые конфликты. Модели разрастания конфликтов.
  • Распознавание и раннее предупреждение конфликтов.
  • Субъекты и участники конфликтов. 
  • Типы социальных конфликтов.
  • Классификация социальных конфликтов. 
  • Межэтнические и межрелигиозные конфликты.
     

►  Лекция 18.  Анализ и профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов. 

  • Организация мониторинга социальных конфликтов. Методология систем раннего предупреждения. Разница в подходах.
  • Профилактика массовых беспорядков, проблема раннего предупреждения. 
  • Основные цели систем раннего предупреждения конфликтов. 
  • Определение причин конфликта и его прогнозирование. 
  • Что мешает раннему предупреждению конфликтов? 
     

►  Лекция 19.  Предотвращение и разрешение межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

  • Этапы в развитии социальных конфликтов. 
  • Формы социальных конфликтов.
  • Методы предотвращения и разрешения конфликтов. Стратегии поведения в социальном конфлликте.
  • Механизмы "купирования" очагов конфликтов. 
  • Необходимость работы с гражданским обществом при разрешении конфликта. 
  • Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. 
     

Семинарское занятие к блоку 5 на тему: «Методы выявления и локализации очагов межнациональной напряженности, предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов»

►  Вопросы:

  • Что такое социальный конфликт и какова классификация социальных конфликтов? Существуют ли в вашем (или соседнем) регионе,  социальные конфликты? Опишите их. Почему вы считаете из социальными? Если таких конфликтов нет, то опишите любой социальный конфликт, который вы знаете.
  • Что вы можете сказать об этноконфессиональных конфликтах? Когда они возникают? Что такое система раннего предупреждения конфликта (СРП)? Какой метод СРП может быть применим при урегулирования конфликта, о котором вы рассказали?
  • Каковы этапы и формы социальных конфликтов? От чего зависит переход конфликта в ту или иную форму?
  • Методы и механизмы урегулирования конфликтов. Опишите их на примере какого-либо конфликта, в т.ч. в вашем регионе. Каковы модели поведения личности в конфликтном взаимодействии?

Курс для студентов и всех интересующихся! 

►  Ведущий мероприятия:

Валерий Викторович Энгель

Российский историк и общественный деятель, специалист по проблеме прав человека в международных отношениях, а также по еврейской истории России конца XIX — начала XX веков, кандидат исторических наук. Директор Института изучения проблем национальной политики и межнациональных отношений (Россия). Президент Европейского центра развития демократии (Латвия). Руководитель Центра мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций при Московском институте психоанализа.

Контактное лицо: автор - Валерий Викторович Энгель, engel@inpsycho.ru

 

_____________________

Хотите быть в курсе всех лекций, семинаров, встреч и обновлений Московского института психоанализа? 

  • Подписывайтесь на нашу рассылку!
  • 1 раз в неделю Вам будет приходить подборка всего самого интересного из жизни института.
  • И, конечно, специальные предложения только для подписчиков! 

Записаться на семинар

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.