№ |
Наименование разделов, дисциплин |
Всего часов |
Лекции, практ. занятия |
Обучение с использованием ЭО и ДОТ |
Форма итогового контроля |
1. |
Модуль 1. Психология аддиктивного поведения. Введение в аддиктологию |
40 |
8 |
32 |
экзамен |
Классификация зависимостей. Социологические, семейные, психологические и биологические аспекты зависимого поведения Клинические формы, течение, основные мотивы и психодинамика аддиктивных расстройств. Профилактика зависимого поведения.
|
2. |
Модуль 2. Психотерапия клиентов, страдающих алкогольной зависимостью |
34 |
8 |
26 |
зачет |
Общие вопросы изучения алкогольной зависимости. Донозологические формы употребления спиртных напитков. Формы употребления спиртных напитков, предшествующих хроническому алкоголизму. Классификация алкогольных психических расстройств. Распространенность алкоголизма. Основные синдромы хронического алкоголизма. Виды патологического влечения к алкоголю. Алкогольный абстинентный синдром. Изменение личности при хроническом алкоголизме. Основные варианты деградации личности при алкоголизме. Стадия алкоголизма. Основные клинические признаки алкоголизма. Аффективное расстройство в клинике алкоголизма. Клиническая диагностика в соответствии с диагностическими критериями. Методы психотерапии. Применение современных методов психотерапии в лечении алкогольной зависимости.
|
3. |
Модуль 3. Наркотическая зависимость |
34 |
8 |
26 |
зачет |
Наркомания. Социальные и психологические факторы формирования наркотической зависимости. Основные синдромы наркотической зависимости. Особенности острой интоксикации при злоупотреблении ПАВ. Изменения личности при разных формах наркотической зависимости. Особенности злоупотребления седативными и психоделическими средствами. Злоупотребление стимулирующими веществами. Дифференцированное применение психотерапевтических методов в наркологии. Оценка эффективности психокоррекции и психотерапии у наркологических больных. Этапы фармакотерапии при наркотической зависимости
|
4. |
Модуль 4. Нарушение пищевого поведения |
30 |
8 |
22 |
зачет |
Виды нарушений пищевого поведения. История вопроса и современные представления о регуляции пищевого поведения и массы тела. Психосоциальные влияния и пищевое поведение. Феноменология и класссификация нарушений пищевого поведения. Факторы риска, течение и прогноз при нарушениях пищевого поведения.
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения. Диагностическая беседа. Психотелесное соответствие: темперамент, анатомическая конституция и характер. Психологические тесты. Интегративная терапия при нарушениях пищевого поведения. Психотерапия при нарушениях пищевого поведения. Групповая терапия при нарушениях пищевого поведения. Консультирование и психотерапия различных типов клиентов с нарушениями пищевого поведения.
|
5. |
Модуль 5. Эротическая зависимость, патологическое влечение и сверхценные увлечения |
30 |
8 |
22 |
зачет |
Нехимические зависимости. Любоголизм, эмоциональная зависимость (Созависимость). Основные характеристики и этапы течения. Терапия. Сексуальные аддикции. Детский сексуальные аддикции. Причины появление. Терапия. Поддержка родителей. Подростковые сексуальные зависимости. Причины формирования. Терапия. Юридические аспекты сексуальных аддикций. Юридические аспекты общения с детьми и подростками страдающими сексуальными аддикциями. Сексопатология. Сексоголизм. Сексуальные девиации при химических аддикциях. Эротомания, фетишизм, эксгибиционизм, вуайери́зм, садо-мазохизм (БДСМ), нимфомания, сатириазис, промискуитет, ауэтофилия (нарциссизм) и др. формы сексуальных девиаций. Патология и норма. Сексуальные переносы зависимого на терапевта. Границы с пациентом. Криминальная сексология. Развитие сексуальных девиации у маниакальных личностей. Патологические влечения и сверхценные увлечения. Норма и Патология.
|
6. |
Модуль 6. Компьютерная и интернет-зависимость |
40 |
8 |
32 |
зачет |
Компьютерная зависимость. Формирование компьютерной субкультуры. Сущность и основные дефиниции компьютерной зависимости. Психологические механизмы ухода в виртуальную реальность. Факторы развития компьютерной зависимости у подростков. Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью. Диагностика компьютерной зависимости. Профилактика компьютерной зависимости. Коррекция компьютерной зависимости.
Игровая зависимость. Сущность, формы, критерии и стадии развития игровой зависимости. Типология игровых аддиктов. Факторы и психологические механизмы развития игровой зависимости. Диагностика игровой зависимости. Профилактика игровой зависимости. Коррекция игровой зависимости.
Интернет-зависимость. Сущность и основные дефиниции Интернет-зависимости. Физиологические и признаки Интернет-зависимости. Роль компьютерных игр в развитии компьютерозависимого поведения. Специфика компьютерных игр и их психологическая классификация. Стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр. Механизмы формирования психологической зависимости от компьютерных игр. Диагностика Интернет- зависимости. Профилактика Интернет-зависимости. Коррекция Интернет- зависимости.
|
7. |
Модуль 7. Психология созависимости |
40 |
8 |
32 |
экзамен |
Феномен созависимости. Идентификация понятия. Схема созависмости. Детерминанты возникновения и последствия. Созависимость или зависимость? Психологические истоки исследований созависимости. Проблемы и методы диагностики. Экзистенциальные корни созависимости. Сравнительное исследования созависимости у мужчин и женщин. Сравнительный анализ созависимости в разных возрастах. Ценности и созависимость.
|
8. |
Модуль 8. Психологическое консультирование и психотерапия в работе с зависимыми клиентами |
90 |
16 |
74 |
экзамен |
История возникновения психологической помощи. Концепции и методы психологической помощи. Психоанализ. Юнгинианское направление. Когнитивно-бихевиоральный подход. Гештальт-терапия. Трансактный анализ. Клиент-центрированный подход. Психодрама (Монодрама). Адлерианское направление. Нейро-лингвистическое программирование. Психосинтез. Символдрама. Логотерапия.
Индивидуальная и групповая работа с зависимыми клиентами. Психокоррекционные методы по изменению привычного мышления. Методы, направленные на познание происходящего. Методы поддержки и помощи. Методы, направленные на снятие напряжения. Методы, вызывающие эмоциональные переживания и чувства. Методы изменения поведения. Достижение глубокого понимания ситуации клиента. Эмоциональная поддержка клиента. Достижение клиентом осознания и осмысления своей собственной проблемной ситуации.
|
9. |
Модуль 9. Методы практической психотерапии зависимого поведения |
90 |
20 |
70 |
зачет |
Знакомство с основными направлениями, которые работают с зависимыми клиентами, техниками и методиками, эффективно прорабатывающих тему зависимости.
Семейная психотерапия с зависимыми клиентами. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Нейролингвистическое программирование в работе с зависимыми клиентами. Гипнотерапия в работе с зависимостями. Арт-терапия в работе с зависимыми клиентами
|
10. |
Модуль 10. Основы психиатрии |
22 |
8 |
14 |
экзамен |
Теоретические и организационные основы психиатрии. Организация психиатрической помощи в Российской Федерации. Общая психопатология. Патология познавательных процессов и нарушения сознания. Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы. Частная психиатрия. Шизофрения, шизотипические и шизоаффективные расстройства. Аффективные расстройства. Психогенные заболевания и психопатии. Расстройства личности и поведения у взрослых. Общие принципы диагностики, профилактики и лечения неврозов и психопатий. Психические расстройства и поведение, связанное с употреблением психоактивных веществ. Алкоголизм. Наркомании и токсикомании. Эпилепсия. Систематика и клинические проявления эпилепсии. Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Общие проявления органических расстройств, дегенеративные заболевания и психические расстройства сосудистого генеза. Экзогенные, соматогенные заболевания, психические расстройства инфекционного генеза и при интоксикациях. Психические нарушения при черепно-мозговых травмах и внутричерепных опухолях.
|
|
Итоговая аттестация (междисциплинарный экзамен) |
- |
- |
- |
экзамен |
|
ИТОГО: |
450 |
100 |
350 |
- |