Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия высшего образования:
+7(495) 933-26-83
+7(499)249-20-00
Приемная комиссия дополнительного образования:
+7(499) 650-75-25
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Почта приемной комиссии:

zayavka@inpsycho.ru Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!




x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Даты программы
14 апреля 2018 года –
30 сентября 2018 года 

Количество часов
175 часов

Форма обучения
Очная/ онлайн-обучение

Время с 10.00 – 18.00 ч

Удостоверение о повышении квалификации

Психологическая коррекция и психотерапия зависимого и созависимого поведения

Содержание программы

 

Модуль 1. Особенности формирования и развития личности зависимого человека.

Психологическая дезадаптация. Степень социализации личности определяется многими компонентами, которые в совокупности составляют общую структуру воздействия общества на отдельную личность. Наличие дефектов в каждом из таких воздействующих компонентов приводит к появлению в личности социально-психологических особенностей, способных привести ее в определенной ситуации к конфликту с обществом.

Дезадаптация возникает при нарушениях социализации, характеризуется деформацией ценностных и референтных ориентаций ребенка. Под влиянием социально-психологических факторов внешней среды при наличии внутренних условий у ребенка появляется дезадаптация, которая проявляется в виде девиантного (делинквентного, аддиктивного и т.п.) поведения. Появление зависимости психологи связывают с несоответствием между требованиями к индивиду успевать и лидировать во всех отраслях и его неспособностью влиться в этот бешеный ритм современной жизни.

Внутреннее расщепление является одной из главных причин возникновения зависимостей: как психологических, так и химических. Следствием внутреннего расщепления является восприятие окружающих людей, обстоятельств собственной жизни и самого себя попеременно то абсолютно хорошими, то абсолютно плохими.

Патологическое влечение. Зависимость любого вида неизбежно затрагивает эмоционально-аффективную сферу жизнедеятельности человека. Становление зависимости на самых первых этапах ее развития связано с воздействием вещества на эмоционально-позитивные центры головного мозга. В свою очередь, эмоциональные сдвиги, обусловленные воздействием вещества, формируют рефлекс: цели ,по И.П. Павлову, заключающейся в поиске очередного эмоционально-позитивного подкрепления поведения индивида. С каждым новым подкреплением создающаяся в мозге функциональная система все более стабилизируется, приводя к развитию устойчивого патологического состояния (Бехтерева Н.П., 1988).

Зависимость связана с активацией центров положительных эмоций, возбуждение которых подкрепляет мотивационную систему удовольствия и  формирует соответствующую матрицу в долговременной памяти. Одной из основных причин стабильности матрицы патологического состояния мозга является постоянство активности системы ее воспроизведения, что связано с наличием стойких патологических изменений в работе мозга.

Первичное интервью. Встреча с клиентом и период первичной оценки клиента.

СТАДИИ: Вступление - знакомство, размещение, приветствие. Ограничения – вопросы конфиденциальности и административные детали. Представление о проблеме - исследование жалоб, помощь клиенту в самораскрытии, первичная диагностика, первичный анализ личностных особенностей. Постановка целей - Суммирование, формулировка и обсуждение целей (краткосрочных и долгосрочных). Выбор приоритетной цели.  Лист первичного интервью (пункты обязательные для исследования.

Кристаллизация проблемы. Более чем у половины пациентов первоначально заявленная проблема в ходе психотерапии трансформируется. Более того, пациент часто выражает разочарование в связи с тем, что проблема, разрешенная в процессе психотерапевтической работы, уже не является для него важной, тогда как истинно важная проблема осталась незатронутой. Это вызвано тем, что пациент зачастую лишен возможности правильно сформулировать свою проблему. Неразрешенные проблемы искажают восприятие и мышление человека, подавляют его, заполняют сознание, связывают энергию. То, что человек думает о проблеме, зачастую важнее самой проблемы. Проблема особенно актуальна, когда она не сформулирована при помощи слов. Вместе с тем словами в полной мере нельзя точно выразить чувства, мысли, прошлый опыт человека.

Клиент-центрированная терапия Роджерса. Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивида.

Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта. Триада Роджерса.  

Безусловное позитивное принятие. Эмпатия. Конгруэнтность. Рождерс использует слово "клиент" вместо традиционного "пациент". Пациент - это тот, кто болен, нуждается в помощи, и обращается за ней к обученным профессионалам. Клиент, хотя у него есть проблемы, все же рассматривается как человек, внутренне способный понимать собственную ситуацию. В представлении о клиенте содержится идея равенства, отсутствующая в отношении психотерапевта и пациента.

Блоки эмпатии. Причины: Теории существующие у консультанта. Перенос своего опыта.

Собственные проблемы и страхи. Сверхвовлеченность.

Океан. Практики переключения, сосредоточения и погружения. Комплекс дыхательных упражнений позволяющих нормализовать эмоциональное состояние, переключится с негативных мыслей, снизить уровень тревоги и напряжения.

Уважительное оспаривание. Эрик Берн определил конфронтацию как указание на несоответствие или непоследовательность. Конфронтация фокусируется на расхожих искажениях, увертках, уклонениях, трюках, дымовых завесах или маскировках, в которые личности вовлекаются, входя во взаимоотношения. Призвана обратить внимание клиента на деструктивные  формы поведения, которые повреждают себя и/или других людей. Цель - изменить подобное поведение.

Самоповреждающие внутренние диалоги. Интрапсихический процесс мешающий гармоничному развитию личности встречается при различных расстройствах личности включая зависимости.

1. Я должен нравиться людям и сделать так, чтобы меня любили. 

2. Как важно быть компетентным.

3. Как важно найти свой путь и способность делать вещи.

4. Люди, которые делают что-либо неправильно.

5. Грозящая опасность.

6. Я должен жить без проблем, особенно если работаю с другими людьми.

7. Я - жертва

8. Как избегать нежелательного.

9. Тирания прошлого.

10. Пассивность.

11. Ожидание катастрофы

12. Обесценивание себя и своих достижений

Психотерапевтический контракт. Эрик Берн определил контракт как четко выраженную двухстороннюю приверженность строго определенному плану действий

Контракты включают в себя: участвующие стороны;  что они собираются делать вместе;

 сколько это потребует времени;  какова будет цель или результат этого процесса;  как они узнают о том, что цель достигнута;  насколько это будет полезно или приятно клиенту.

Модуль 2. Психотерапевтическое консультирование. Методы и техники.

Реабилитация базовых чувств. В процессе воспитания ребенок сталкивается с ситуацией когда проявление аутентичных чувств оказывается под запретом. В результате взрослые зачастую живут опираясь на логику и здравый смысл. Это приводит к различным психосоматическим проблемам и другим расстройствам. Чувства наполняют жизнь красками и их подавление приводит к потере интереса к жизни. Помочь клиенту вновь встретится со своими чувствами один из важных элементов работы консультанта.

Работа с гневом. Чувство гнева в настоящее время находится под самым жестким социальным прессингом. В результате подавленный гнев с одной стороны создает массу деструктивных ситуаций снижающих качество жизни и с другой стороны не позволяет клиенту в полной мере использовать свой потенциал.

Работа с чувствами вины и стыда. Стыд и вина верные спутники зависимости. Они отнимают силы и ресурсы снижают мотивацию к изменениям и веру в себя. Важно научить клиентов конструктивному взаимодействию с этими чувствами.

Границы личности. У каждого человека есть границы. В них входит не только физическое определение пространства, которое мы считаем своим, но и ценности, мысли, желания, потребности и многое другое.

Свойства здоровой границы это устойчивость и динамичность. Говоря проще, устойчивость – это когда вы знаете, где ваша граница и можете её обозначать, и при необходимости, защищать. Динамичность подразумевает гибкость в рассмотрении других вариантов, которые не входят в вашу границу.

Границы личности — это то, что отделяет человека от других. Это понятие о том, где заканчивается наше и начинается чужое. Психологические границы определяют, кто мы такие, чем являемся, а чем не являемся. Работа с нарушением личностных границ.

Манипуляции. Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения. Выявление и способы реагирования на проводимые манипуляции.

Работа с ответственностью. В психотерапевтическом процессе вопросы ответственности играют большую роль особенно когда речь идет о болезнях зависимости к коим относятся и расстройства пищевого поведения. Представлены оригинальные разработки по работе с ответственностью и их использование в терапевтическом процессе.

Целевые экзистенциальные группы. Авторские разработки Шевцова А.В. на основе работ Виктора Франкла позволяют структурировать происходящее с клиентом процессы связанные с развитием и личностным ростом.

Психологические защиты. В целом это процессы защищающие нашу психику от внешних воздействий, но при этом и мешающие отказаться от «привычно» деструктивных действий. Подробно анализируются сопротивление, обесценивание и игнорирование и работа с ними.

Групповая психотерапия. Групповая терапия имеет ряд преимуществ над индивидуальной: в ней энергия терапевта используется более эффективно, поскольку одновременно идет работа с несколькими людьми.

Человек может чувствовать комфорт и поддержку, видя, что у других есть сходные и, возможно, более серьезные проблемы. Человек может учиться косвенно, наблюдая за поведением других и изучая отношения и реакции во взаимодействии с несколькими людьми, а не только с терапевтом.

Групповые занятия особенно эффективны, когда они дают участникам возможность приобретать новые социальные навыки путем их моделирования и практической проверки в группе. В теоретической части используются работы Ирвина Ялома

Модуль 3. Мотивационное интервью, как повысить ответственностью у зависимых клиентов. Транзактный анализ в работе с зависимыми клиентами.

Посвящен транзактному анализу. Теория человеческой личности, социального взаимодействия и система психотерапии. Применяется в психотерапии, консультировании, в организациях, в образовании.

Философия ТА: Все люди – ОК. Каждый человек умеет думать и решать проблемы.

Каждый человек может измениться. Каждый человек может осознавать и менять установки, программирующие его жизнь. Каждый человек может выбирать свои мысли, чувства и поведение. Ничто, ни ситуация, ни другой человек не может заставить нас чувствовать что-то определённое. Каждый человек может научиться преодолевать пассивность, найти новые формы самовыражения, увеличить собственную эффективность.

Концепции ТА. Структура личности. Функции личности. Четыре жизненные позиции. Личностное развитие. Социальное взаимодействие. Сценарии.

Эго состояния. В основе транзактного анализа лежит теория о том, что личность человека имеет три явно выраженных аспекта – Родитель, Взрослый, Ребёнок (Дитя). Эти аспекты личности называются эго-состояниями. Эго-состояния предназначены для обозначения состояний ума и соответствующих им стереотипов поведения, как они происходят в природе.  

Сценарий. Это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве. Наиболее ранний опыт формирования сценария получил название протокола, он ведет свое начало из опыта общения с родителями и их влияния; позднее он подвергается воздействию мифов и сказок, с которыми знакомят ребенка.

Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.

Предписания. Мэри и Роберт Гулдинги построили концепцию о том, что многие нерешенные душевные проблемы родителей передаются их детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем внушения от родителя к ребенку в раннем детстве. Мы можем научить другого только тому, чем владеем сами. Так и родители передают своим детям «родительские директивы» о том, как нужно жить, относиться к людям и обращаться с собой. Гулдинги выделили 12 таких директив, но на самом деле каждая директива имеет несколько вариантов, которые неизбежно увеличивают это количество. Это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан. Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок (а часто и взрослый — ведь мы так же управляем друг другом с помощью директив) не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим».

Четыре жизненные позиции. Берн предположил, что на самых ранних этапах формирования сценария маленький ребенок "...уже имеет определенные убеждения на свой счет и насчет окружающих его людей... Эти убеждения, которые он проносит через всю оставшуюся жизнь, можно изобразить следующим образом:

(1) Я ОК, ты ОК

(2) Я не-ОК, ты ОК

(3) Я ОК, ты не-ОК

(4) Я не-ОК, ты не-ОК.

Эти четыре точки зрения получили название жизненных позиций. Некоторые авторы называют их основополагающими позициями, экзистенциальными позициями или просто позициями. Они отражают фундаментальные установки человека насчет сущностной ценности, которую он усматривает в себе и других людях. Это нечто большее, нежели просто мнение о своем или чьем-либо поведении.

Модуль 4. Жизненный сценарий предписания, психологические игры.

Личностные адаптации. Лечебный план. Депрессия проживания горя.  Мотивационное интервью.

Формирование личностных адаптаций. (Поль Вар; в большей мере для психологов)

Модель шести личностных адаптаций была создана независимо друг от друга двумя американскими авторами: Полем Варом и Тайби Калером.

Адаптации для выживания. Формируются к 1-1,5 годам:

«Творческие мечтатели»: (шизоидная) - пассивны, замкнуты, живут в собственном мире, «во сне наяву», отрешённы, сверхчувствительны, дистантны, избегают близости, инвестируют свою энергию в пассивность.

«Блестящие скептики»: (параноидная) - без причины чувствуют себя использованными и обиженными; безосновательно подвергают сомнению верность / лояльность других; придают безобидным инцидентам скрытое значение; злопамятны; не забывают пренебрежения; сближаются очень медленно с другими из страха, что информацию могут использовать против них; легко чувствуют неуважение; реагируют быстро, гневно или контрнаступают.

«Очаровательные манипуляторы»: (антисоциальная) - имеют низкую фрустрационную толерантность, конфликты с обществом, проблемы с законом и правилами; стремятся к возбуждению и драме; эгоистичны, импульсивны, безответственны, жестоки; знают, как получить от других то, что они хотят.

Адаптации для одобрения. Формируются к 6 годам

«Чрезмерно реагирующие энтузиасты» (Истерическая) -преувеличенно соблазнительны и привлекательны; преувеличенно заботятся о внешности; преувеличенно проявляют эмоции; плохо себя чувствуют, когда не в центре внимания; проявляют изменчивые и поверхностные эмоции; эгоцентричны; имеют импрессионистский стиль речи.

«Играющие критики»:(пассивно-агрессивная) - угрюмы или сварливы, когда от них что-то требуют, а они ничего не хотят делать; работают внешне преднамеренно медленно; жалуются, что другие ставят невыполнимые требования; забывают обязанности; пассивно препятствуют усилиям других; верят, что они лучше делают что-либо, чем полагают другие; реагируют с чрезмерной критикой или презрением на авторитетную личность.

«Ответственные работоголики»: (обсессивно-компульсивная)- не выполняют заданий из-за стремления к совершенству, чрезмерно заняты деталями и планированием, теряя суть, упорны в том, чтобы взять на себя некоторую работу, и работу и продукт используют для удовлетворения и отношений, нерешительны, чрезмерно добросовестны, заботливы, непреклонны в морали, этике и ценностях, мало выражают чувства.

В зависимости от адаптации выбирается основная мишень психотерапии: мышление поведение или чувства.

Лечебный план. Позволяет терапевту структурировать свою работу, снизив уровень тревоги и напряжения. Позволяет понимать этапы терапевтического процесса.

Депрессия проживания горя. Всем нам рано или поздно приходится сталкиваться с сообщениями или ситуациями, которые изменяют нашу жизнь. Когда речь идет об изменении жизни в худшую сторону, люди очень горюют, переживая потерю или думая о предстоящей потере. Различные ситуации могут внести в нашу жизнь необратимые серьезные изменения, которые означают прежде всего окончание той жизни, к которой мы привыкли. Это потеря, то есть то, чего больше не будет, без чего придется обходиться в будущем. ПЕРЕЖИВАНИЕ ГОРЯ И ПОТЕРЬ: ПЯТЬ СТУПЕНЕЙ ЭЛИЗАБЕТ КЮБЛЕР-РОСС.

Мотивационное интервью. Особый метод воздействия на больных наркологическими заболеваниями. В нем обозначены мишени мотивационного воздействия с учетом особенностей основного наркологического заболевания. Работа проводится с учетом этапа готовности к изменениям, на котором находится пациент. Рекомендована для специалистов участвующих в процессе лечения и реабилитации больных наркологическими заболеваниями.

Дополнительные темы модуля: Алкоголизм. Опийная наркомания. Психостимуляторы. Канабиноиды. Игромания.

Алкоголи́зм (alcoholismus) - хроническое психическое прогредиентное заболевание разновидность токсикомании, характеризующееся пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него.

Опийная наркомания - Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов (F11). К этой группе наркоманий относится потребление наркотиков, получаемых из разных сортов мака, опия и его препаратов, около 20 алкалоидов и дерива­тов опия (морфин, кодеин, тебаин, героин, дионин, пантопон, омнопон и др.).

Психостимуляторы. В данную группу токсических веществ включаются те, которые способны вызвать необычный душевный подъем, стремление к деятельности, устранять чувство усталости, создавать субъективное ощущение неутомимости, бодрости, необычной ясности ума и легкости движений, быстрой сообразительности, уверенности в своих силах и способностях, даже бесстрашие. В отличие от действия средств вызывающих эйфорию, подобный подъем хотя и сопровождается приподнятым настроением, но его нельзя назвать "солнечным" или безмятежным. Наоборот, повышенный психический тонус сочетается с взбудораженностью, более или менее выраженной тревожностью, постоянной настороженностью, даже подозрительностью к происходящему вокруг.

Канабиоиды. Психотропный эффект марихуаны достигается благодаря способности избирательно связываться с определёнными структурами отделов головного мозга, называемыми каннабиноидными рецепторами. В настоящее время каннабиноидами принято называть также синтетические вещества, обладающие аналогичным фармакологическим действием — такие вещества называются классическими каннабиноидами.

Игромания.  Игровая зависимость, патологический гемблинг и лудоманий, представляет собой распространённое болезненное состояние, которое характеризуется неконтролируемой психологической зависимостью от азартных игр, эмоциональными расстройствами и возникшим на их почве депрессивным состоянием.

Согласно международной классификации болезней, главным и определяющим признаком игромании выступает постоянно повторяющееся участие человека в одной или нескольких азартных играх. Как правило, заболевание быстро прогрессирует и в скором времени страдающий игровой зависимостью человек сталкивается с такими социальными последствиями, как обнищание, разрушение личной жизни и внутрисемейных отношений.

Игровой цикл: Фаза воздержания. Фаза «автоматических фантазий». Фаза нарастания эмоционального напряжения. Фаза принятия решения играть. Фаза вытеснения принятого решения. Фаза реализации принятого решения.

Модуль 5. Эмоциональная зависимость, как травма привязанности.

Модуль 6. Основные признаки и причины созависимой и контрзависимой личности. Терапевтические задачи и цели. Групповая психотерапия.

Модуль 7. Созависимость – как феномен семейных отношений. Семейное консультирование.

По итогам раздела: тестовые задания, ситуационные задачи, написание отчетных работ, супервизия, зачет/экзамен

По итогам программы: тестовые задания, ситуационные задачи, написание отчетных работ, супервизия, зачет

 
Задать вопросы по программе можно по прямому телефону:  8 (499) 650-75-25

Записаться в группу

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.