Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия высшего образования:
+7(495) 933-26-83
+7(499)249-20-00
Приемная комиссия дополнительного образования:
+7(499) 650-75-25
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Почта приемной комиссии:

zayavka@inpsycho.ru Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!




x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Даты программы
сентябрь 2017 года –
июнь 2019 года

Количество часов
400 часов
2 года

Форма обучения
заочная (дистанционный формат)
 

Диплом о профессиональной переподготовке

Групповой психоанализ и психодинамическая психотерапия: теоретический курс

Содержание программы

Образовательная логика реализации программы: обучение проходит на дистанционной образовательной площадке с использованием видеолекций и с включением онлайн-трансляции очных лекций по заранее утвержденному графику. В процессе обучения обучающиеся сдают два квалификационных экзамена после первого года обучения и по итогам обучения на программе (итоговой междисциплинарный экзамен), защищают аттестационную работу (итоговый проект).

Модуль 1. Введение в профессию. Групп-аналитическое и психоаналитическое образование. Критерии подготовки психоаналитика, групп-аналитика. Этика психоанализа и групп-анализа. Групповая психоаналитическая психотерапия и групповой анализ. История развития и обзор основных методов групповой терапии. Теоретические модели групповой психоаналитической психотерапии (модель У. Биона, З. Фукса, Т. Барроу, Геттингенская модель). Культура и группа: групповая культура. Групповая матрица. Группа как диагностический инструмент. Отбор пациентов в терапевтические группы. Формирование группы. Рамочные условия (сеттинг) группового анализа.  Основные правила групповой работы. Отношения ведущий – клиент. Ориентация на групповой процесс / на индивида.

Бессознательное и его проявления. Перенос и контрперенос в групповой психоаналитической психотерапии. Множественный контрперенос, формы латерального контрпереноса (обусловленного ролями, фазами, сопротивлением). Контрперенос на группу как целое. Три уровня контрпереноса: базисный, культуральный и динамический.

Современные концепции групп-анализа. Групповая матрица. Антигруппа. Показания к групповой психоаналитической психотерапии.

Модуль 2. Введение в профессию (продолжение). История психоанализа. Место психоанализа в системе наук и источники его возникновения. Разница между психоанализом, психоаналитической психотерапией и психоаналитическим консультированием. Трехступенчатая модель подготовки психоаналитиков. Вопросы профессиональной этики. История развития психоанализа: Первые аналитики, биографии и основной вклад. История развития психоаналитического движения в России и за рубежом. Фактор личности психотерапевта. Синдром профессионального выгорания и его профилактика. Особенности аналитической коммуникации.

Теория психического аппарата. Фрейд и Брюкке. Энергетическая школа Гельмгольца. Теория соблазнения. Психология без психики. Отказ от теории соблазнения. Фрейд и Брейер. Истерия. Трансфер.

Психоаналитическая метапсихология. Динамическая, структурная и экономические точки зрения в понимании психических процессов. Фундаментальные концепции психоаналитической теории З.Фрейда. Первая топика.

Динамическое бессознательное. Бессознательное, как система мышления. Функции сознательной системы. Функции предсознательной системы. Функции бессознательной системы. Сновидения. Функции сновидений. Понятие цензуры. Первичное и вторичное вытеснение. Фиксация, регрессия, симптомообразование. Первичное и вторичное вытеснение. Понятие сопротивления. Принцип удовольствия и принцип реальности.

Открытие инфантильной сексуальности. Понятие либидо. Катексис. Основания для пересмотра принципа построения психоаналитической теории психического аппарата.

Структурная теория (вторая топика). Понятие интрапсихического конфликта. Развитие Эго. Функции Эго. Понятие Эдипова комплекса. Установление  Супер-эго. Функции Супер-Эго. Функции Оно. Сравнительная характеристика первой и второй топики. Клинические примеры использования первой и второй топик.

Модуль 3. Психоаналитическая теория неврозов. Вводные замечания к теории неврозов. Понятие травмы. Травматические неврозы. Мотивы защит. Механизмы защит. Прямые клинические симптомы невротических конфликтов. Импотенция и фригидность. Прегенитальные конверсии. Понятие перверсии. Понятие о неврозе органов. Тревожная истерия. Конверсии. Фобии. Обсессивно-компульсивный синдром. Депрессия и мания. Психозы в свете первой и второй топик.

Психоанализ при тревожной истерии. Психоанализ при конверсиях. Психоанализ при фобиях. Психоанализ при обсессиях и компульсиях. Психоанализ при перверсиях. Психоанализ при органных неврозах. Психоанализ в терапии психозов.

Теория психосексуального развития. Психоаналитические теории развития. Теория психосексуального развития и теория либидо. Стадии психосексуального развития. Взаимосвязь либидинального развития и развития Эго. Регрессия либидо и регрессия Эго и их роль симптомообразовании. Понятие влечения как психического репрезентанта драйва. Понятие фиксации в психоанализе.

Модуль 4. Техники ведения группы. Позиция групп-аналитика по Биону и по Фуксу. Сравнение техники ведения группы. Общие правила для вмешательств, интервенции и их цели. Задачи ведущего группы в концепции Фукса и Биона. Основные элементы техники групп-анализа и роли ведущего. Аналитическая позиция ведущего, терапевтическое пространство и его границы.

Групповая регрессия или регрессия в группе. Проективная идентификация, базисные позиции (зависимости, борьбы и бегства, образования пар - Бион), группа – мама и участник – младенец. Групповая аналитическая ситуация. Ведущий как гарант метода и хранитель "загадки" - бессознательного.

Специфические действующие факторы групповой аналитической работы. Этапы развития группы. Примитивные защиты в группах. Сопротивление в группах. Групповой нарциссизм. Конкуренция в группах. Групповые фантазии. Негативная терапевтическая динамика. Любовь в группе. Групповой конфликт. Концепции групповой динамики. Групповая коммуникация в свете теории объектных отношений.

Модуль 5. Значение сновидений в групповой аналитической психотерапии.

Позиция групп-аналитика. Абстиненция. Стратегия интервенций. Ко-терапия. Наблюдение. Терапевтические факторы в группе.  Исследование эффективности групповой терапии. Факторы воздействия в групповой аналитической психотерапии. Регрессия в группе и регрессия группы. Большая группа. Еженедельные группы и шаттловый метод.

Модели групповой аналитической терапии в клинике. Специальное использование группового анализа (методики и техники). Аналитическая групповая терапия с зависимыми пациентами. Аналитическая групповая терапия с психосоматическими пациентами. Специализированные терапевтические группы. Групп-анализ пар. Групповой анализ в стационаре, тюрьме и др.

Отбор пациентов в терапевтические группы. Формирование группы. Процесс планирования и набора группы. Показания и противопоказания к групповой работе. Предварительное интервью. Динамическое администрирование группы. Композиция группы. Сеттинг. Заключение контракта. Завершение работы группы.  

Групповая психотерапия И. Ялома. Супервизия с групп-аналитической точки зрения. Типы супервизионных групп. Балинтовская супервизорская группа.

Модуль 6. Теория объектных отношений. От Фрейда к теории объектных отношений. История становления, основные положения и понятия теории объектных отношений, возможности ее интеграции с другими подходами. Основные представители и школы. 

Оновные понятия теории М.Кляйн и Р.Ферберна: внутренний объект, инкорпорация, интернализация, интроекция, первичная и вторичная идентификация, понятие проективной идентификации.

Шизоидно-параноидная и депрессивная позиции. Практическое применение и интеграция  с использованием примеров, иллюстрирующих теоретические,  практические аспекты теории объектных отношений.

Основные представители и школы. М. Малер – Теория сепарации-индивидуации. Фазы "нормального аутизма", симбиоза, фаза сепарации-индивидуации (дифференциация, практика, репрошман, консолидация объектов).

Работы Рене Шпица – взаимодействие в диаде мать-дитя, психопатология раннего детства. Вклад Дональда Винникотта в теорию объектных отношений, работы "Способность к одиночеству", "Использование объекта", "Ненависть в контрпереносе". 

Уилфред Бион – развитие концепции проективной идентификации, понятие контейнирования, типы взаимодействия контейнер-контейнируемое. Основные понятия теории мышления Биона.

Модуль 7. Защиты и психодиагностика.

Уровни организации личности – невротический, пограничный, психотический. Клиническое приложение уровней развития организации личности.

Первичные защитные механизмы. Вторичные защитные механизмы.

Типы организации характера: соцтопатические, нарциссические, шизоидные, параноидные, депрессивно-маниакальные, мазохистические, обсессивно-компульсивные, истерические  и диссоциативные личности.

Бессознательные родительские конфликты и их влияние на развитие ребенка.

Индивидуальный онтогенез материнства, этапы онтогенеза, психологические задачи, трансформации, возможные сложности. Классики о проблемах материнских конфликтов. “Достаточно хорошая мать” по Д.Винникотту.

Обзор основных моделей девиантного материнского поведения. Материнская деструктивность. Феномен “мертвой матери” Андре Грина.

Переход к родительской роли. Концепция отцовского имаго, отцовство, триангуляция. Влияние матери и родительской пары на гендерные особенности прохождения стадий психического развития ребенка.

Влияние девиантного материнского поведения на психосоматическое развитие младенца. Психологическая помощь матери и ребенку.

Промежуточная аттестация по итогам обучения на 1 курсе: Теория индивидуального и группового психоанализа (экзамен)

Модуль 8. Концепции нарциссизма в разных школах.

Первые представления Фрейда о нарциссических неврозах. Интроверсия либидо и парафрения. Выбор объекта по нарциссическому и опорному типу. Понятие нарциссизма в современном психоанализе. "Я" и объект.  Понятия Я-либидо и объект-либидо. Возникновение потребности в объекте. "Конфликт" или "дефицит". Обоснование взаимосвязи двух теоретических подходов в современном психоанализе.

Патологический нарциссизм и перверсии. Концепция патологического нарциссизма Г.Розенфельда. Проблема диагностики нарциссических расстройств. 
Особенности переноса и контрпереноса при нарциссических расстройствах личности.

Защиты. Сопротивления. Особенности сеттинга.

Теория нарциссических растройств Х. Кохута. Основные положения. Понятие self-объекта. Основные функции self-объекта. Потребность быть отраженным и потребность в идеале, как базисные нарциссические потребности. Развитие самости в норме. Биполярная структура самости. Связность, сила и гармония - основные характеристики здоровой самости.

Первичные и вторичные нарушения самости. Виды патологической самости. Недостимулированная самость. Фрагментарная самость. Сверхстимулированная самость. Эмоционально перегруженная самость.

Типы личностей с нарушениями самости. Личность испытывающая "голод" по отражению. Личность, испытывающая "голод" по идеалу. Личность испытывающая "голод" по слиянию. Избегающие контакта личности. Виды нарциссических переносов.

Модуль 9. Институциональный психоанализ. Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем. Групп-аналитическая работа в организации. Институциональная (организационная) матрица.  Цель и формы групп-аналитической работы в организации.  Психодинамические противоречия и парадигмы в организации.  Основные орг- элементы. Диагностика организаций. Типы организаций и уровни их функционирования. Позиция групп-аналитика в организации.  Границы. Роль и функция групп-аналитика / оргконсультанта. Формы интервенций. Рамки и сеттинг работы в организации. 

Перенос и контрперенос в организации. Защита и сопротивление в организации. Зеркальные феномены. Менеджмент сознательных и бессознательных процессов в организации. Страх и зависимость в организации.  Понятие матрицы. Деструктивная матрица. Институциональные треугольники. Границы в организации. Культура и идеология. Ритуалы, мифы и артефакты. Процессы изменений в организациях. Этапы развития групп. Создание рабочей группы.  Феномен агрессии в группе и организации. Управление агрессией в организации. Токсичные организации и деструктивные руководители.

Модуль 10. Перенос. Психоаналитическая ситуация. Базовая модель психоанализа Эйслера. Исторический обзор концепций переноса. Происхождение и природа реакций переноса, клиническая картина, основные характеристики.

Перенос, рабочий альянс и реальные отношения. Позиция аналитика.  Клиническая классификация реакций переноса. Позитивный и негативный перенос.

Эротический, эротизированный перенос. Специфика реакций переноса у невротических, пограничных, нарциссических и психотических пациентов.

Техника анализирования переноса. Клинические иллюстрации.

Сопротивление. З.Фрейд. "Введение в психоанализ. Лекция 19", "Исследования истерии", "Торможение, симптом, страх".

Концепции современных авторов. Классификация, формы, источники и характеристики сопротивления. Клинические проявления.

Специфика проявления сопротивлениея у невротических, пограничных, нарциссических и психотических пациентов. Техника работы с сопротивлением.

Сопротивления аналитика в работе с пациентом. Клинические иллюстрации

Модуль 11. Контрперенос: открытие и переоткрытие. Истоки возникновения концепции. Контрперенос и объектные отношения. Контрперенос и сеттинг.

Контрперенос и психоаналитический процесс. Переоткрытие контрпереноса П. Хайманн.

П. Хайманн, Х. Ракер о контрперенос. Значение и использование контрпереноса. Контрперенос и проективный идентификация.

Обсуждение работы П. Хайманн "Контрперенос". Разбор клинических случаев.

Теория сновидений. Классический и современный подход.

Современные концепции бессознательных психических процессов. Определение сновидений. Латентное (скрытое) содержание сновидений. Дневной остаток в формировании сновидений. Фантазии в сновидениях. Работа сновидения.

Основные принципы интерпретации сновидений. Навязчивые сновидения. Сновидения и их адаптивная функция. Проработка трансфера с помощью сновидений.

Модуль 12. Формы и методы работы психоаналитического консультанта в организации.  Индивидуальный сеттинг. Групповой сеттинг. Модификации психоаналитического сеттинга в организации, функции и роли консультанта. Работа с командой. Позиция групп-аналитика в организации. Временные рамки и завершение.

Нарциссические теории личности. Лидерство и нарциссизм.  Коучинг лидерского потенциала. Еxecutive coaching. Психоаналитический коучинг М. Кетс де Вриеса. Лидер и его внутренний театр.

Групп-аналитический подход в консультировании бизнеса и организаций. Организационная групп-аналитическая супервизия. Коучинг как супервизия с одним человеком.

Стратегические сессии. Развивающий консалтинг. Процессное психоаналитическое консультирование организаций. Нарушения коммуникаций. Прерванные транзакции. Подразумеваемые интеракции. Триангуляция и процессинг.

Модуль 13. Введение в психиатрию. Психосоматика. Психосоматические болезни, их понимание и терапия. Психодинамические предпосылки возникновения психосоматических нарушений. Психосоматическое мышление и лечебные действия. Особенные картины болезней. Психосоматические расстройства как нарушения отношений со значимыми объектами. Психосоматические реакции. Психосоматические нарушения. Заболевания органов дыхания. Болезни эндокринной системы. Аллергические и дерматологические заболевания. Сердечно-сосудистые заболевания. Синдром головной боли. Болезни опорно-двигательного аппарата. Хроническая боль в спине. Желудочно-кишечные заболевания. Пищевые расстройства. Психосоматические аспекты акушерства и гинекологии. Функциональные сексуальные расстройства.

Психосоматические расстройства у детей и подростков. Психосоматика пожилых людей. Онкологический больной с неблагоприятным прогнозом.

Проявления тревоги. Маскированная депрессия, синдром хронической усталости, синдром выгорания. Методы лечения и психокоррекции психосоматических пациентов.

Психодинамические концепции психических расстройств. Объединённая психодинамическая теория развития (по Дэниелу Стерну). Психодинамика формирования неврозов.

Психодинамика формирования психопатий и личностных расстройств. Расстройства адаптации, реактивные психозы.

Психодинамика формирования депрессий. Биполярное расстройство.

Соматоформные, конверсионные расстройства, органные неврозы, телесные галлюцинации, болевые расстройства. Психовегетативный синдром. Психотические симптомы в свете психоанализа. Современные концепции шизофрении.

Биосоциальная модель пограничной личности. Современные подходы к лечению психических расстройств. Смена парадигмы в социальном восприятии психических патологий и появление новых возможностей оказания помощи.

Модуль 14. Работа с пограничным пациентом.  Критерии пограничной личности. (О.Кернберг)   Теории о возможных источниках формирования пограничной личности. (М. Кляйн, У. Бион. М. Маллер и др.) Проблематика и основные принципы терапии пограничных пациентов: прогностические критерии, цели терапии, формирование рабочего альянса, особенности переноса и контрпереноса, технические аспекты работы, механизмы изменений.

Работа с главой книги Вамика Волкана "Расширение психоаналитической техники",  посвященной пограничным пациентам. Клинические иллюстрации.

Психоаналитическая работа с депрессией.

Первичное интервью и начало анализа. Первичное интервью как метод диагностики. Первичное интервью по Н.Мак-Вильямс – главные текущие темы, области фиксаций и конфликтов, основные защиты, бессознательные фантазии, центральные индентификации, связанность собственного “Я” и самооценка.

Структурное интервью по О.Кернбергу – степень интеграции идентичности, используемые защитные механизмы, тестирование реальности, неспецифические проявления слабости Эго, степень интеграции Супер-Эго, генетические и динамические характеристики конфликтов.

Начало анализа – заключение “контракта” и выбор типа проводимой терапии на основании первичного интервью – экспрессивная, поддерживающая психотерапия, психоанализ. Примеры первичных интервью, клинический разбор.

Модуль 15. Основы сексуальности: сексология и сексопатология. Сексуальность, любовь, эротизм в современном мире. Культура и сексуальность, типы сексуальных культур. Эротический код, ритуал ухаживания. Теории любви. Триангулярная теория любви Р.Стейнберга. Трансформация интимности.

Понятие нормы и патологии в сексологии и сексопатологии: статистическая норма, парная норма, индивидуальная норма, культуральная норма.

Цикл сексуального контакта, работа с его прерываниями. Причины дисгармоничных сексуальных отношений. Техники работы с дисгармоническими сексуальными отношениями (мультимодальный подход).

Телесные аспекты сексуальности. Анатомия и физиология сексуальных отношений. Сексуальные реакции женщины. Сексуальные реакции мужчины. Эрогенные зоны. Генитальные и экстрагенитальные формы сексуальной активности. Сексуальный профиль. Сексуальная конституция.

Агрессия и сексуальность. Агрессия или насилие? Сексуальная травма и инцест. Биологические и социальные детерминанты пола. Полоролевая идентичность. Гендерные роли и выбор партнера. Индивидуальная любовная карта. Работа с сексуальными фантазиями.

Любовь и секс как площадка для отыгрывания нарушений в ранних объектных отношениях. Любовная и сексуальная зависимости. Бессознательные сексуальные сценарии. Треугольники в любовных отношениях. Романтическая любовь как бегство от интимности.

Парафилии и перверсии. Садо-мазохистические альянсы. Зависть и ненависть в любовных отношениях. Влияние психопатологии на развитие зрелых любовных отношений.

Позиция психолога и психотерапевта в работе с сексуальной проблематикой. Работа с чувством стыда и вины в сексуальных отношениях.

Зрелые любовные и сексуальные отношения. Границы и время в любовных отношениях.

Модуль 16. Итоговый модуль. Презентация и защита итоговых проектов.

Вебинар: завершение обучения, обсуждение курса и обратная связь.

 
Задать вопросы по программе можно по прямому телефону:  8 (499) 650-75-25

Записаться в группу

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.