№ п/п |
Наименование разделов, дисциплин |
Всего часов |
В том числе: |
Форма итогового контроля (зачет, экзамен)
|
Всего ак.ч |
Самост.раб.
|
1 |
Аналитическая психология |
14 |
6 |
8 |
зачет |
Тема 1. Аналитическая психология: история и современность Жизнь Юнга - драматическая история самореализации бессознательного. Интеллектуальные предшественники. Диссертация Юнга «О психологии и психопатологии так называемых оккультных феноменов». Исследования шизофрении. Ассоциативный тест и его применения. Ранний период в психоаналитическом движении и роль Юнга. Конфликт Юнга и Фрейда - конфликт двух мировоззрений, двух эпох. Главные ученики и анализанды Юнга. Сабина Шпильрайн: между Юнгом и Фрейдом. Цюрихский психологический клуб. Общество «Эранос». Институт Юнга в Цюрихе. Развитие аналитической психологии в других странах. Эволюция теории и практики. Основные школы в постъюнгианстве. Современные юнгианские организации. Юнгианские журналы и литература. Система подготовки аналитиков. История аналитической психологии в России. Вклад Юнга в научную психологию и влияние его идей на различные направления психотерапии. Место аналитической психологии в современных науках о человеке.
|
2 |
Религиозно-философские аспекты психологии Юнга |
16 |
10 |
6 |
зачет |
Тема 2. Религиозно-философские аспекты психологии Юнга Германское «народничество» и «почвенничество» - истоки религиозной установки Юнга. Открытие коллективного бессознательного. Эволюция представлений о бессознательном в европейской философии. Телеологическая функция психики. Архетипы как боги внутри человека. Расширенное понимание либидо. Противоборство инстинкта и духа. Психология религии. Психологические проблемы как кризисы духовного развития. Значение трансцендентных и мистических переживаний в развитии личности. Юнг и работа У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Гностицизм, масонство и эзотерическое понимание христианства. Интерпретация истории о Фаусте и легенды о Граале. Работы Юнга «Айон», «Ответ Иову» и «Семь наставлений мертвым». Идея четверицы. Философия алхимии. Конфликт политеистической и монотеистической установок. Культуральная тревога. Юнг о йоге и восточной философии. Психология буддизма. Принцип мандалы. «Тайна золотого цветка». Комментарии Юнга к «Тибетской книге мертвых».
|
3 |
Юнгианская типология |
16 |
10 |
6 |
зачет |
Тема 3. Юнгианская типология Феноменологический метод. Понятие психической реальности. Юнгианские способы описания личности. Экстраверсия и интроверсия. Рациональные и иррациональные функции. Первичная и вспомогательная функции. Типы проблем, связанных с низшей или подчиненной функцией. Современные психодиагностические тесты на основе юнговской типологии. Связь физического и психического в юнговской модели личности. Астрологические метафоры для описания типологии и комплексов. Юнгианская астрология личности. Нумерология. Принцип синхронии и подходы к новой теории пространства, времени и причинности. Трансперсональное сознание. Юнг и современная физика. Модели вселенной В. Паули и Д. Бома. Использование Юнгом гадательных практик «И Цзин» и Таро. Принцип UnisMundus. Место современной науки в философии «Нью Эйдж». Юнг и современная биология. Подход Э. Стивенса. Архетипы и ритмы в исследованиях Э. Росси. Связь филогенетического и онтогенетического.
|
4 |
Юнгианская культурология |
20 |
14 |
6 |
зачет |
Тема 4. Юнгианская культурология Коллективное сознание. Культуральное бессознательное. Юнгианский подход к фольклору и мифам. Первобытное мышление и архетипы. Юнг и созидательная мифология Дж. Кемпбелла. Юнг и символологияМирча Илиаде. Героический сценарий и мотив инициации в сказках. Мифологические паттерны в истории. Эссе Юнга «Вотан» и «После катастрофы». Психология политики. Юнгианский подход в политологии и социологии. Плюралистическая Психе. Глубинная демократия. Особенности российского коллективного бессознательного. Национальное и расовое сознание. Глобальные процессы в мире. Глубинная психология рыночной экономики. Психологические аспекты феминизма. Культуральные корни невроза. Культурные установки. Архетип инициации. Аналитическая психология о конфликтах и их трансформации через художественное творчество. Работы Юнга «Пикассо» и «Улисс». Работа Э. Нойманна о Леонардо да Винчи. Юнг и постмодернизм. Вклад аналитической психологии в современную литературную критику. Кино и архетипы.
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Эпилепсия. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Умственная отсталость
|
5 |
Основы юнговской теории личности |
14 |
10 |
4 |
экзамен |
Тема 5. Юнгианский анализ Основы юнговской теории личности Базовые архетипы (эго-герой, тень, персона, анима/анимус, Самость). Символы и трансцендентная функция. Роль символообразования в развитии личности. Феноменология и симптоматика комплексов (материнский, отцовский, пуэр и др.). Описание комплексов и архетипов включает общие теоретические представления, иллюстрации из мифологии и литературы, характерные проявления в клиническом материале, включая особенности психотерапевтического лечения. Современная интерпретация мотива инцеста и Эдипова комплекса. Психология сексуальности. Различие между полом и родом. Юнгианский подход к мужской и женской психологии. Брак и индивидуация. Юнгианский вклад в семейную терапию. Архетип Андрогина и новый взгляд на гомосексуализм, транссексуализм и трансвестизм. |
6 |
Общая методология анализа |
14 |
10 |
4 |
зачет |
Общая методология анализа Цели юнгианского анализа. Различие между психоанализом, психодинамической (аналитической) терапией и аналитической психологией. Символическая установка в психотерапии. Условия аналитических отношений. Первичная беседа. Психодиагностические приемы. Аналитический ритуал. Дистанция в терапии. Частота сессий. Использование кушетки и/или кресла. Роль денег в терапии. Линейная и спиральная модели аналитического процесса. Этапы анализа по Юнгу. Регрессивная и синтетическая фазы анализа. Техника аналитической интерпретации. Составные части и критерии интерпретации. Техники линейного и циркулярного ассоциирования. Техника реконструкции и работа с ранними воспоминаниями. Психопатология в юнгианской перспективе: общие принципы. |
7 |
Специальные методы |
236 |
236 |
- |
зачет |
Специальные методы Юнгианский подход к работе со сновидениями Принцип компенсации. Язык бессознательного. Голографическое строение психики. Сны как экзистенциальные послания. Работа со сновидениями и развитие личности. Сравнение различных психологических подходов к толкованию сновидений. Древние практики сновидений (инкубация снов, йога сна и др.). Сны в разных культурах. Экспериментальные исследования снов. Современные психофизиологические теории сна. Виды снов. Сновидения в анализе: бессознательные аспекты коммуникаций. Проблема больших и малых сновидений. Серии сновидений. Люцидные (осознаваемые) сны. Сны в контексте измененных состояний сознания. Сновидения и творчество.
|
8 |
Дополнительные методы |
76 |
76 |
- |
зачет |
Возможности и ограничения метода амплификации Использование принципа амплификации в процессуально-ориентированной терапии Арни Минделла. Связь сновидений, личностного мифа и телесного симптома. Процессуальные принципы и мета-навыки. Каналы, первичный и вторичный процессы, полевые эффекты. Активное воображение Принципы и стадии активного воображения. Отличие от медитации, грез, гипноза и других трансовых техник. Культуральные истоки метода. Способы организации процедуры. Алхимическая символика фантазийного мира. Аналитическое и синтетическое толкование сеансов активного воображения. Альтернативные режимы эго-функционирования. Эстетические модели и риторические стили в анализе. «Ре-визионирование» метода Джеймсом Хиллманом. Символодрама Х. Лейнера, психосинтез, метод Дезолье, онейродрама и другие родственные техники: юнгианский контекст. Sand-play терапия (метод игры с песком) История метода: юнгианский вариант Доры Кальф. Принципы и способы организации процедуры. Особенности использования для детской терапии. Специфика интервенций аналитика. Использование рисунков и других элементов арт-терапии в юнгианском анализе Юнгианский анализ сказок Навыки самоанализа Ведение дневника и другие специальные юнгианские техники для самопознания и личностного роста. Дополнительные методы Юнгианскаяпсиходрама. Юнгианский подход в гештальт-терапии. Аналитическая групповая психотерапия. Аналитические элементы в телесной и танцевальной терапии. Аналитическая музыкальная терапия. Неоэриксонианский гипноз Э. Росси. Юнгианская семейная терапия. Юнгианский подход в психотерапии типичных проблем: психосоматические нарушения, нервная анорексия, избыточный вес, фобии, последствия стрессов и утрат, одиночество, заниженная самооценка и др.
|
9 |
Индивидуация в анализе |
10 |
10 |
- |
экзамен |
Индивидуация в анализе Психическое здоровье, индивидуация и аналитические отношения. Взаимная трансформация в анализе. Анализ как «четвертичный брак». Вклад Юнга в современные представления о переносе и контрпереносе. Проблема учебного анализа. Клинический и научный аспекты в анализе. Общие принципы организации юнгианскогосупервизорства. Архетип «раненого целителя». Виды сопротивлений и контр-сопротивлений. Иллюзорный и синтонныйконтрперенос по М. Фордхаму. Рефлексивный и воплощенный контрперенос по А. Сэмюэлзу. Роль эмпатии и агапе в анализе. Проблемы проработки эротического переноса. Виды переносов и контпереносов по Ракеру и Когуту. Сопоставление понятий проективной идентификации и мистического соучастия. Архетипические отношения власти в психотерапии - бессознательное использование пациентов аналитиками. Теневые стороны анализа. Теория интерактивного поля, бессознательной диады и тонкого тела Шварц-Саланта и алхимические метафоры для терапевтических отношений. Интерсубъективный подход в анализе.
|
10 |
Юнгианские теории развития |
10 |
10 |
- |
экзамен |
Юнгианские теории развития Архетип младенца и конфликты детской души. Мотив Уробороса в мифах творения. Психологические интерпретации мифа об изгнании из рая. Роль матери и первичных отношений в развитии психики по Нойманну. Связь с психоанализом объектных отношений (М. Клейн, М. Малер, Д. Винникотт), психологией Когута и исследованиями младенчества. Особенности работы с разными возрастными категориями людей. Задачи первой и второй половин жизни. Кризис середины жизни. Концепция анализа как ритуала инициации.
|
11 |
Клинические приложения |
70 |
70 |
- |
экзамен |
Клинические приложения В полное клиническое описание входят: симптомы, теоретическая рефлексия, методология работы и примеры из практики, включающие анализ ситуации переноса/контрпереноса, защит, сопротивлений и динамики лечения. Компульсивные личности; Депрессивные и маниакальные личности; Патологические зависимости (включая наркоманию); Нарциссические и аутические расстройства личности. Представление о защитах Самости; Параноидные и шизоидные личности; Мазохистические личности; Истерические личности; Психотические расстройства. Юнгианская психиатрия; Нарушения характера.
|
12 |
Итоговая аттестация (итоговая работа: защита) |
4 |
- |
4 |
экзамен |
|
|
|
ИТОГО |
500 |
462 |
38 |
|
|
|
|
|
|
|