"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x


Срок обучения: 72 часа

Режим занятий: 6-12 часов в неделю

Форма обучения: очно-заочная (вечер, выходные дни)

Стоимость: 12 000 руб.

Начало занятий: 16 октября 2016 г.

Содержание курса

Раздел 1. Контекстуальный подход к проблеме психической травмы

Тема 1.1. К понятию травмы

Травма, кризис, проблема: соотношения понятий. Травма с точки зрения психологии и психиатрии: варианты определений, сравнительный анализ. История изучения и современные концепции травматизации. Представления о травме в традициях когнитивного, бихевиорального, психодинамического, экзистенциального и других подходов. Понятие диссоциации, его психиатрическое и психологическое значение. Классификации психотравм по различным критериям (временному, содержательному, социальному и т.д.). Динамика переживания точечной и пролонгированной травм: факторы и фазы. Целесообразность теоретического и практического изучения контекста травмы. Контекст травмы с позиций различных подходов и школ.

Тема 1.2. Травма в пространстве и времени

Разновидности контекста. Пространство социального окружения пострадавшего: микро-, мезо- и макросоциальный масштаб. Основные характеристики социального окружения. Понятие и разновидности поддержки. Понятие и история изучения социальной стигматизации. Стигматизация, самостигматизация, дискриминация, предубеждение. Факторы и последствия стигматизирования различных категорий пострадавших. Пространство индивидуального бытия: экзистенциальная проблематика и ее отношение к травматическому опыту. Пространство тела: психосоматические и соматопсихические феномены, связанные с травматическим опытом. Искажения процесса социализации телесности у травмированных детей и подростков. Индивидуальное время и автобиографическая память. Субъективная репрезентация травмы в представлениях пострадавшего о его жизненном пути. Особенности восприятия прошлого, настоящего и будущего у травмированных клиентов.

Тема 1.3. Контекст травмы глазами клиента

Субъективное восприятие и переживание контекста. Феномены игнорирования клиентом пространственного и временного контекста: «воспринимаемая поддержка», диссоциация как «остановка мира» и т.д. Границы применения и практические преимущества контекстуального подхода: общий обзор. Особенности взаимодействия с клиентом в рамках реализации контекстуального подхода и рефлексии совместного опыта. Принцип свободы от содержания как основа ведения контекстуального диалога с травмированным клиентом. Другие принципы кризисного консультирования и экстремальной психотерапии применительно к контекстуальному подходу.

Раздел 2. Технологии работы с контекстом травмы

Тема 2.1. Пространственный контекст травмы

Первичная репрезентация травмы и ее последствий в пространстве социального окружения, индивидуального бытия и тела пострадавшего. Концепция и применение системной эко-карты: общие сведения. Кодировочные символы и возможности их модификации. Технологии выполнения карты клиентом и психологом. Карта личного пространства как инструмент контекстуализации. Репрезентация различных форм и видов поддержки в контексте личного пространства. Идея и технология идеографической локализации телесных симптомов. Глубинная пространственная репрезентация: возможности системной расстановки, базовый вариант и модификации ВТО (визуализации телесных ощущений). Травма как объект и субъект: методологические комментарии. Алгоритм и «подводные камни» выполнения соответствующих психотехник, их диагностическое и терапевтическое значение.

Тема 2.2. Временной контекст травмы

Первичная репрезентация травмы и ее последствий во времени. Нарративная конфронтация и ее аналоги. Сущность и последствия некорректной интерпретации термина «конфронтация». «Трельяж»: идея, обоснование алгоритма выполнения, краткая история метода. Диагностические и терапевтические аспекты применения. Глубинная временная репрезентация. Верифицированная и проективная генограммы: сравнительный анализ, технология выполнения, области практического применения. «Линия жизни» как инструмент интеграции травмы в контекст биографии. Замысел и происхождение метода, возможности модификации процедуры, совместная интерпретация данных. Возможности сочетания пространственно- и временно-направленных психотехник. Рефлексивный анализ опыта контекстуализации.

Раздел 3. Индивидуальная и групповая работа с различными вариантами посттравматики

Тема 3.1. Организационные формы и виды индивидуальной и групповой работы с пострадавшими

Индивидуальная работа с пострадавшими: принципы, области и границы применения в рамках контекстуального подхода. Очная форма консультирования и психотерапии: особенности планирования и организации на различных этапах преодоления травматических переживаний. Дистанционная форма консультирования пострадавших: телефон доверия, скриботерапия, е-терапия. Групповая работа с пострадавшими: специфика, организационные аспекты, методическое наполнение. Понятия группы поддержки и группы взаимопомощи.

Тема 3.2. Технологии контекстуальной работы с последствиями различных категорий психотравм

Травматический опыт, приобретенный в результате ЧС (природных, техногенных, антропогенных катастроф): специфика и динамика психологических последствий, практические аспекты оказания консультативной и психотерапевтической помощи пострадавшим. Утрата и горе в фокусе внимания практического психолога: рекомендации по работе с пострадавшими разного возраста. Психологические последствия насилия (жестокого обращения с женщинами и детьми, сексуального насилия, насилия в семье, торговли людьми) и помощь пострадавшим. Тяжелое заболевание как психотравма: консультирование и психотерапия людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, онкологических, ожоговых, неврологических больных. Суицидальный клиент в практике консультанта/психотерапевта: этико-методологические и психотехнические аспекты работы.

Формой итогового контроля является зачет, проходящий как публичная защита проектов. Проекты могут носить научно-исследовательский или научно-практический характер, их тематика утверждается преподавателем.

Записаться в группу

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.