"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Начало:17 ноября 2016 г.

Время занятий: с 10.00 до 18.00

По окончании выдается Удостоверение о повышении квалификации.

Стоимость: 54. 000 руб.

Песочная терапия в решении детских проблем

В последние годы песочная терапия набирает популярность в первую очередь в работе с детьми. Одним из главных преимуществ метода является его легкость восприятия детьми. Игра с песком, фантазирование – занятия, которыми дети замечательно владеют, их не нужно побуждать к этому занятию, нужно лишь дать возможность это делать. Помимо этого психолог – песочный терапевт очень отличается от того, кого дети привыкли видеть в саду или школе.

Психологи были "внедрены" в систему российского государственного воспитания и образования в 90-х годах. И, к сожалению, их задачи в школе и детских садах главным образом фокусируются на том, чтобы объяснять педагогам и родителям особенности возраста детей (психологическое просвещение), обучать опять же родителей и педагогов методам воспитания и общения с детьми (психологическое консультирование и профилактика) и диагностировать детей. На психологическую коррекцию либо не остается времени, либо она фокусируется на когнитивных процессах, глубоко работать с эмоциями и чувствами долго и сложно.

Поэтому очень часто когда я спрашиваю ребенка, которого привели ко мне на консультацию или терапию знаешь ли ты кто такой психолог - они отвечают да, конечно – для садовских детей это тот кто просит что-то нарисовать, для школьников - нарисовать и заполнить тест. Школьники - еще более просвещенные, они как правило уже имеют опыт – беседы с психологом, к которому сдают нашкодившего ребенка, во время которой психолог вежливо и терпеливо объясняет что такое хорошо и что такое плохо. Причем если младшие дети просто не видят какая от психолога польза, то старшие уже имеют на психологов зуб, потому как "они там что-то про нас узнают, а потом говорят не нам, а родителям и учителям". К сожалению, психолог в системе образования находится не на стороне ребенка, а на стороне заказчика - государства. Конечно есть специалисты которые несмотря на трудности системы стараются выкроить время и силы для работы на детей, но этого мало.

В этих условиях, когда многие дети противятся общению с психологами, использование песочной терапии в коррекции сложностей ребенка бесценно.

Это не значит, что можно привести ребенка "как бы" поиграть в песок ожидая чудесного избавления от всех проблем. Терапия остается терапией, только данный вид работы проводится с каждым участником на его языке. Дети работают с символами играя, а взрослые - говорят и обеспечивают непрерывность работы ребенка и психолога. Сотрудничество с родителями имеет огромную роль. Однако многие ошибочно полагают, что главным условием решения проблем с ребенком будет изменение ситуации дома, изменение самих родителей. В ряде случаев это действительно желательно, однако далеко не всегда это является решением сложностей ребенка.

Например, родители разводятся, ребенок ведет себя агрессивно со сверстниками, не слушается на занятиях, дома капризничает по малейшему поводу, требует подарков. Конечно если папа и мама любят друг друга и живут душа в душу, у ребенка не возникнет такое протестное поведение, но это не всегда возможно.

Другой пример, семья переехала в новый район, ребенок пошел в новую школу, но адаптироваться к новым условиям не получается, ребенок часто болеет, ни с кем не общается, боится выходить к доске, падает успеваемость, ребенок отказывается учиться вообще.

Изменить условия, ставшие травмирующими для ребенка очень часто нельзя, но можно помочь ребенку пережить это и научиться с этим жить.

В связи с этим главной задачей работы родителя и психолога является понимание сути сложившейся ситуации. Очень часто все участники конфликта бывают ослеплены своими переживаниями. Всем очевидно, что все плохо, у всех есть претензии друг к другу.

Однако дети (и даже в 18 лет это тоже дети, не говоря уже о дошкольниках и школьниках) часто не понимают того что с ними происходит, они чувствуют, что им плохо и пытаются найти поведение которое помогает им спрятаться от этой основной боли. И они выбирают те действия, которые доступны им в силу их возраста и жизненного опыта. Иногда то, что они выбирают им помогает, иногда создает новые проблемы. И если ситуация не меняется со временем значит либо новые трудности и рядом не стоят по сравнению с тем от чего ребенок бежит, либо ничего другого он придумать не может и тогда ситуация еще и ухудшается.

Родители тоже включены в этот клубок переживаний, чувств, обид, претензий, вины, долга т.д. Любой родитель желает своему ребенку счастья, такого как он его понимает сам и все его действия и взаимоотношения с ребенком направлены именно на это. В сотрудничестве с психологом важно научиться видеть в своем поведении и в поведении ребенка истинные послания, и научиться исходя фактических личностных особенностей и ребенка и родителей сделать общение с ребенком более прямым, и более комфортным для всех.

Очень часто в суете современной жизни, в большом количестве контактов, общения, дел, обязанностей мы не успеваем понять, что с нами происходит. Мы оперируем логикой, думая о результате, выгоде, эффективности, последствиях. Однако чувства и эмоции не биологический рудимент, они говорят нам о том, как все происходящее соотносится с тем, что мы есть, с тем, что каждый человек содержит внутри как сущность своей личности. Юнгианские психологи это внутреннее содержание называют Самостью.

"Самость по Юнгу – это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе индивида".

Когда мы удаляется от нашей самости, жизнь становится пресной и бессмысленной, но главное мы теряем возможность самоисцеления. Контакт со своей самостью дает возможность переживать чувство единства и примирения с жизнью, связывать разрозненные части личности и бессознательные процессы, объединять и преобразовывать противоположные элементы мужского и женского, силы и слабости, добра и зла, сознания и бессознательного, хорошего и плохого и т.д.

Работа в песочнице дает возможность восстановить связь со своей самостью и найти силы справиться с переживаниями и пути решения своих трудностей.

Ребенок в кабинете песочной терапии находится в свободном, но защищенном пространстве. Работая с песком и миниатюрами он один и в то же время в контакте с человеком который может разделить с ним всю тяжесть его проблем, и одновременно он со всем миром, соприкасается с коллективным бессознательным опытом и ресурсами. В песочнице травмирующие ситуации прорабатываются на символическом уровне. Проекции (чувства, значения) которые вкладываются в используемые символические фигуры гораздо менее подвержены сознательной цензуре, чем выраженные словами. Поэтому ребенку легче включиться в работу.

Ситуации, образы, фигуры которые появляются в песочнице продолжают еще долго работать и после сеанса. Элементы вышедшие из бессознательного и увиденные глазами становятся опытом, который участвует в формировании личности, как если бы это был реальный опыт ребенка.

Работа с песком это творческий процесс, который завораживает, захватывает ребенка и это время когда душа отдыхает, конфликты и проблемы выносятся вовне, освобождая место счастью и умиротворению. Время проведенное в кабинете становится внутренним ресурсом, опытом который приятно вспоминать, местом во внутреннем мире в который можно попасть в любое время и подзарядиться верой, надеждой, энергией.

(c) Кучерявенко Анна Юрьевна, автор и ведущая курса

Записаться в группу

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.