Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Очное отделение

Система тьюторства в институте

Опыт реализации тьюторского сопровождения в образовательном пространстве Московского института психоанализа.
Педагоги - тьюторы: Гайманова Е.В., Храпков И.Б.

Тьюторство - новая профессиональная практика в российском высшем образовании, способствующая его индивидуализации. Тьюторство дает возможность не только более индивидуализированного профессионального обучения, но и воспитания. Воспитание студента понимается, как целенаправленная деятельность педагога - тьютора, содействующая максимальному развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

В 2008 году в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», был начат эксперимент по внедрению практики тьюторского сопровождения студентов-первокурсников факультета психологии. Введение тьюторства, как психолого-педагогического сопровождения траектории образовательного движения студентов в процессе их профессионального становления было обусловлено запросом студентов и их родителей на индивидуализацию обучения.

В Институте была разработана модель тьюторского сопровождения студентов. Педагогическим основанием построения данной модели стал личностно-ориентированный подход (обоснованный в работах Е.В.Бондаревской, С.В.Полякова, В.П.Бедерханова и др.), в рамках которого формируется субъектность как наиболее ценное качество личности. Субъектность личности проявляется в способности студента стать стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать собственную жизнь, успешно общаться с другими людьми.

Психологическим основанием стал субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, О.С.Анисимов и др.). В рамках деятельностного подхода студенты должны максимально активно включаться в образовательную деятельность.

Ключевыми принципами в разработке модели тыоторского сопровождения стали:

  1. учет потребностей и интересов студентов в организации образовательного пространства вуза;
  2. создание условий для вовлечения студентов в процесс саморазвития;
  3. помощь в осуществлении студентами ценностных выборов, личного самоопределения.

 

Сферой деятельности тьютора явилось построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни студента «практики расширения его собственных возможностей» (1), формирование его субъектности в процессе профессионального становления.

В данной работе описаны некоторые аспекты опыта реализации модели тьюторского сопровождения группы студентов - первокурсников Московского института психоанализа, рассмотрен ряд методов и техник, применявшихся в практике тьюторского сопровождения, намечены критерии эффективности тыоторской работы, определены задачи, требующие своего решения в ближайшем будущем.

Описание самого процесса:

Группа студентов, проявившая интерес к тыоторскому сопровождению, состоит из 11 человек. Тьюторская группа входит в учебную группу первого курса факультета психологии, состоящую из 22 студентов. Таким образом, учебная группа разделена на две: экспериментальную (тыоторскую) и контрольную. Такое разделение позволяет использовать сравнительный метод изучения, проводить мониторинг личностно-профессионального роста студентов.
Основными формами тьюторского сопровождения группы являются групповые и индивидуальные встречи.

Групповая работа в основном проводилась в форме тренингов. Тренинги по праву считаются одним из важнейших методов интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки не только студентов, но и переподготовки квалифицированных специалистов. Цель проведения тренинга - развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Следует отметить, что основным запросом студентов-психологов, как было выявлено в результате анкетирования и собеседований со студентами в начале года, является развитие навыков межличностного общения, уверенного поведения, публичных выступлений. Тренинги по этим темам и были проведены в тьюторской группе. Участие в этих тренингах становилось предметом обсуждения на индивидуальных встречах с тьютором.

Методами знакомства студентов группы тьюторского сопровождения с профессиональными ценностями становились также проведение мастер-классов успешных практических психологов, являющихся носителями этих ценностей, и групповые дискуссии на тренингах и семинарах, посвященных введению в специальность психолога.

Основными целями приглашения успешных психологов-профессионалов, работающих в сфере управления человеческими ресурсами (как правило, это бизнес-тренеры и HR-менеджеры), являлись формирование у студентов профессиональной позиции, нахождение «алгоритма успеха» специалиста, побуждение студентов к активному освоению будущей профессии, ориентация в профессиональном сообществе. Уважаемые в профессиональном сообществе люди могут стать для студентов представителями референтной группы, т.е. той социальной общности, с которой каждый студент может соотносить себя как с эталоном и на мнения, нормы, ценности которой он может ориентироваться в своем поведении и своей самооценке.

На одном из вводных групповых занятий участникам группы была предложена модель личностно-профессионального развития специалиста. Данная модель была получена нами в результате анализа научной литературы, наблюдений за успешными профессионалами и обобщения собственного опыта.

А.А.Деркач дает следующее определение личностно-профессионального развития: «Развитие личностно-профессиональное - это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях»[2].

В деятельности успешного профессионала мы выделяем четыре основных процесса:

  • Личностное развитие.
  • Самоменеджмент.
  • Отношения с клиентами.
  • Взаимодействие с профессиональным сообществом.

 

Важно понимать, что в модели эти процессы для удобства описания и анализа нами разделены, в реальности же они взаимосвязаны и у успешного специалиста находятся в гармоничном сочетании.

Поскольку основная задача высшего образования - подготовка специалиста в той или иной области человеческой деятельности, то и педагогическая деятельность тьютора напрямую связана с выполнением этой задачи.
Но еще более важным является личностное развитие студента, и оно требует повышенного внимания со стороны тьютора.

Личностное развитие

Разные психологические направления по-разному трактуют понятие личностного роста.

Известный психолог-экзистенциалист Ирвин Ялом отмечает следующие признаки личностного роста:

  • Изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения жизненных тривиальностей.
  • Чувство освобожденности: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь.
  • Обостренное переживание жизни в настоящем, вместо откладывания ее до пенсии или до какой-нибудь еще точки будущего.
  • Переживание природных явлений: смены времен года, перемены ветра, опадания листьев, последнего Рождества - как высоко значимых событий.
  • Более глубокий контакт с близкими.
  • Уменьшение страхов, связанных с межличностным общением и озабоченности отвержением, большая готовность к риску.

Эти критерии могут помочь педагогу-тьютору объективно оценить личностное развитие подопечного.

 

психолога начинается с осознания своих жизненных ценностей, профессиональных ценностей психолога, постановки целей профессионального и личностного развития. Следующий шаг - интеграция профессиональных и личных ценностей, анализ опыта достижения или недостижения поставленных перед собой целей. Основная задача тьютора - способствовать формированию профессиональной позиции, развивать такие компетенции как ориентация на достижение, межличностное понимание, уверенность в себе и др. Следует отметить, что разработка модели данных компетенций применительно к студентам вуза и студентам-психологам, в частности, поможет объективировать результаты работы тьютора и поэтому является одной из наших первоочередных задач. За основу разработки такой модели мы планируем взять концепцию, представленную в работе Лайла М. Спенсера.

Вторым условием формирования успешного профессионала, по нашему мнению, является самоменеджмент.
Успешные специалисты, как правило, могут эффективно спланировать и организовать свое рабочее время, находить баланс между трудом и отдыхом, обладают стрессоустойчивостью. Знания и практические умения по управлению временем, самоорганизацией студенты получают на соответствующих тренингах и семинарах, а на индивидуальных встречах с тьютором обсуждают практику применения тех или иных техник самоменеджмента.

Следующей важнейшей профессиональной компетенцией является умение устанавливать отношения с клиентами.
Кого мы можем считать успешным профессионалом-психологом? Ответ очевиден. Того, у кого есть много постоянных клиентов. При этом неважно, работает ли специалист внутри компании или оказывает услуги, например, как внешний консультант.
Когда студент выбирает специализацию обучения, то фактически он выбирает и своего клиента. Специализация «психология рекламы и маркетинга» подразумевает, что выпускник будет работать, как правило, с бизнес-организациями, а путь будущего клинического психолога лежит в психологические центры и клиники. Задача тьютора помочь студенту определиться с выбором специализации, которая бы соответствовала его интересам и способностям, помочь найти ответы на вопросы: «Кто мой клиент?», «Где бы я хотел работать?».

После определения специализации стоит задуматься над вопросом «Как получить достаточное количество клиентов и удержать их?»

 

И вот тут большую роль сыграет взаимодействие с профессиональным сообществом.
Успешный профессионал не может развиваться вне профессионального сообщества. Можно выделить две позиции специалиста по отношению к профессиональному сообществу: пассивную и активную.

В пассивной позиции специалист наблюдает за деятельностью сообщества, читает специализированную литературу, присутствует на конференциях, форумах, посещает мастер-классы и т.п. Специалист переходит в активную позицию, когда не только читает профессиональную литературу, но и сам пишет статьи и книги, выступает на конференциях и форумах, активно обменивается опытом с коллегами.

Появляется очередная задача для тьютора: познакомить подопечного с профессиональным сообществом, сориентировать студента в нем, организовать практику будущей деятельности, побудить к обмену опытом с коллегами, участию в конференциях и форумах, созданию собственных проектов.

Изучение научной литературы, анализ собственного опыта дали нам возможность сформулировать критерии оценки уровня личностно-профессионального развития.

Этапы профессионального развития
Для оценки уровня личностно-профессионального развития мы предлагаем следующую формулы и шкалы ЛПР = (ЛР*СМ*КЛ*ПФ), где ЛПР - Личностно-профессиональное развитие, ЛР - Личностный рост, СМ - Самоменеджмент, КЛ - Отношения с клиентами,ПФ - Отношения с профессиональным сообществом.

Итак поэтапно:
Певый этап: Осознание своих Интеграция жизненных ценностей и профессиональных целей, смысла лично-жизненных ценностей и профессиональной деятельности.
Второй этап: Знание инструментов. Применение самоменеджмента, его инструментов. Наличие целей. Достижение поставленных целей.
Третий этап: Позиционирование на рынке. Наличие постоянных клиентов. Поиск клиентов. Активный поиск новых клиентов.
Четвертый этап: Наблюдение за профессиональным сообществом.Активное участие в жизни профессионального сообщества.

После оценки тьютором (или самооценки) по шкалам значения нужно подставить в формулу и получить значение уровня личностно-профессионального развития. Заметим, что произведение значений в формуле отражает необходимость гармоничного использования процессов: ноль по любой из четырех шкал в итоге даст ноль или отсутствие развития.

По большому счету ценность такой оценки не в полученных значениях, а в демонстрации необходимости действия для собственного развития.

Задача тьютора не только в том, чтобы познакомить студентов с данной системой оценки уровня личностно-профессионального роста, но и предложить эту схему для самооценки и дальнейшей самоактуализации.

Понятно, что в полном объеме использовать данные критерии студенты смогут, только обучаясь на старших курсах в процессе прохождения профессиональной практики. Но сами критерии саморазвития должны быть им знакомы уже на первом этапе обучения.

В тьюторском сопровождении большую роль играет также индивидуальное консультирование. В этом случае важно дистанцироваться от психологического консультирования или психотерапии. Но совсем исключать некоторые инструменты психологического консультирования, например, эмпатическое слушание и психологическую поддержку своего подопечного в какой-либо сложной жизненной ситуации, неразумно.

Тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение - это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». На наш взгляд, из вышеперечисленных форматов индивидуальной работы наиболее близким для такого рода деятельности является коучинг. Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем.

Коучинг - метод достаточно эффективный, но имеющий и свои ограничения. Одно из них - необходимость наличия внутренней мотивации к изменениям у клиента, стремление совершенствоваться и развиваться, готовность брать ответственность за процесс достижения тех или иных целей. Опыт показывает, что такого рода зрелость присутствует не у каждого первокурсника. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения.

Задача тьютора - перевод отношений педагога и студента из категории «субъект - объект» в категорию «субъект - субъект».

Большую роль в становлении субъектности подопечного играет проведение тьюторских сессий.

Структура индивидуальной тьюторской сессии

Структура индивидуальной тьюторской сессии, на наш взгляд, следующая.

    1. Установление контакта.
    2. Основная часть:
      • А. Выявление текущего запроса студента. Работа над запросом студента.
      • Б. Обсуждение событий, произошедших в образовательном процессе.
      • В. Совместный анализ выполнения / невыполнения договоренностей, достигнутых на предыдущей встрече.
    3. Фиксация новых договоренностей. Домашнее задание. Например, рекомендация для прочтения той или иной книги.
    4. Завершение сессии. Оптимальная продолжительность сессии - один академический час.

Продуктами тьюторской деятельности по итогам года стало создание студентами «портфолио», как портфеля их образовательных достижений, написание ими эссе, а также дневник тьютора. Анализ эссе показывает, что студенты положительно оценили работу тьютора по индивидуализации их обучения в вузе.

Так, студент Н.Денисов написал, что «тьютор не участвует в процессе решения какой-либо проблемы, но подталкивает и направляет на путь решения, выступая в роли своеобразного «зеркала». Он подталкивает к самоанализу и в дальнейшем к самореализации».

Некоторые из студентов отмечали личностные изменения, произошедшие, на их взгляд, в процессе общения с тьютором и тьюторской группой. Вот что написала в своем эссе М.Прудникова: «Я замечаю за собой, что стала уверенней в себе, научилась анализировать многие ситуации, которые раньше были для меня проблемами, стала правильней оценивать жизненные позиции, мне стало легче общаться с людьми, находить общий язык».

Результатом тьюторской деятельности на первом году обучения, на наш взгляд, стало также наличие стремления к самоактуализации как стремления студента к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.

Из эссе Г.Шило: «За этот учебный год я понял, что для меня действительно важно и интересно... Когда я учился в школе, я был лентяем, но обучение в нашем институте настолько увлекло меня, что мне даже не пришлось бороться с ленью, она исчезла сама по себе. Я узнал много новых интересных людей, стал лучше разбираться в людях, благодаря нашим занятиям».

Вопрос о критериях результативности деятельности тьютора в экспериментальной группе требует дальнейшей разработки.

Литература:

      1. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования / Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. - Томск, 2004.- С.41-47.
      2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. - СПб., 2003.
      3. Лайл М. Спенсер - мл. и Сайн М. Спенсер Компетенции на работе. - М., 2005.
      4. Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании / Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2008.- С.5-14.
      5. Ялом Ирвин Экзистенциальная психотерапия. - М., 2002.