"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

К.Г. Юнг

 

 

Форма обучения: 500 ак. часов, 3 выходных дня в месяц, 8 академических часов в день.

Начало занятий: осень 2016 г.

Занятия проходят на базе Московской ассоциации аналитической психологии (см.расписание групп)

Диплом о профессиональной переподготовке

Юнгианский анализ. Очная двухгодичная программа.

Школа выдающегося швейцарского психолога К. Г. Юнга является неотъемлемой частью современного психоанализа.

Концепция К. Г. Юнга охватывает личность в единстве сознательных и бессознательных аспектов, индивидуально-личностного и коллективно-архетипического. Она имеет не только огромную теоретическую ценность, оказав влияние практически на все современные гуманитарные науки, но и доказала свою эффективность в более чем полувековой клинической практике, в приложении как к психоаналитическому лечению  взрослых, так и к детской психотерапии и психокоррекции. Она применяется и в варианте длительной терапии и анализа, и в краткосрочном консультировании. 

Подход Юнга соединяет рациональные и эмоционально-образные элементы в психологической практике, делая особый акцент на развитии воображения и творческих способностей. Являясь в строгом смысле точной наукой, аналитическая психология не становится догматической дисциплиной, а представляет собой широкое динамичное поле исследований, где соприкасаются самые прогрессивные течения современной гуманитарной мысли.

Получившая широкое признание во всем мире, юнговская концепция индивидуации - развития личности - таким образом сегодня имеет как тщательно разработанную теоретическую базу (многие работы теперь доступны на русском языке), так и богатый арсенал высокоэффективных методов психотерапии.

Данный эксклюзивный курс разработан в сотрудничестве с Московской ассоциацией аналитической психологии и предназначен для повышения квалификации психологов и психотерапевтов, а также для переподготовки на психолога-консультанта лиц с любым высшим гуманитарным образованием.

Его задачей является знакомство с современной аналитической психологией и получение практических навыков психологического консультирования, ориентированного на развитие личности. Полученные знания могут использоваться для психотерапии, индивидуального, семейного или делового консультирования, психолого-педагогической работы, психокоррекционных занятий с детьми.

Курс представляет собой сочетание лекций и практических занятий, на которых с помощью демонстраций, упражнений и видеоматериалов слушатели смогут освоить как классические, так и оригинальные авторские психотерапевтические методы, разработанные внутри юнгианской школы.

Выпускники получают возможность членства и дальнейшего развития в профессиональном юнгианском сообществе. В Международной ассоциации аналитической психологии действует супервизорская программа для поддержки психотерапевтической деятельности выпускников.

Программа курса:

Аналитическая психология: история и современность

Жизнь Юнга - драматическая история самореализации бессознательного. Интеллектуальные предшественники. Диссертация Юнга «О психологии и психопатологии так называемых оккультных феноменов». Исследования шизофрении. Ассоциативный тест и его применения. Ранний период в психоаналитическом движении и роль Юнга. Конфликт Юнга и Фрейда - конфликт двух мировоззрений, двух эпох. Главные ученики и анализанды Юнга. Сабина Шпильрайн: между Юнгом и Фрейдом. Цюрихский психологический клуб. Общество «Эранос». Институт Юнга в Цюрихе. Развитие аналитической психологии в других странах. Эволюция теории и практики. Основные школы в постъюнгианстве. Современные юнгианские организации. Юнгианские журналы и литература. Система подготовки аналитиков. История аналитической психологии в России. Вклад Юнга в научную психологию и влияние его идей на различные направления психотерапии. Место аналитической психологии в современных науках о человеке.

Религиозно-философские аспекты психологии Юнга

Германское «народничество» и «почвенничество» - истоки религиозной установки Юнга. Открытие коллективного бессознательного. Эволюция представлений о бессознательном в европейской философии. Телеологическая функция психики. Архетипы как боги внутри человека. Расширенное понимание либидо. Противоборство инстинкта и духа. Психология религии. Психологические проблемы как кризисы духовного развития. Значение трансцендентных и мистических переживаний в развитии личности. Юнг и работа У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Гностицизм, масонство и эзотерическое понимание христианства. Интерпретация истории о Фаусте и легенды о Граале. Работы Юнга «Айон», «Ответ Иову» и «Семь наставлений мертвым». Идея четверицы. Философия алхимии. Конфликт политеистической и монотеистической установок. Культуральная тревога. Юнг о йоге и восточной философии. Психология буддизма. Принцип мандалы. «Тайна золотого цветка». Комментарии Юнга к «Тибетской книге мертвых».

Юнгианская типология

Феноменологический метод. Понятие психической реальности. Юнгианские способы описания личности. Экстраверсия и интроверсия. Рациональные и иррациональные функции. Первичная и вспомогательная функции. Типы проблем, связанных с низшей или подчиненной функцией. Современные психодиагностические тесты на основе юнговской типологии. Связь физического и психического в юнговской модели личности. Астрологические метафоры для описания типологии и комплексов. Юнгианская астрология личности. Нумерология. Принцип синхронии и подходы к новой теории пространства, времени и причинности. Трансперсональное сознание. Юнг и современная физика. Модели вселенной В. Паули и Д. Бома. Использование Юнгом гадательных практик «И Цзин» и Таро. Принцип UnisMundus. Место современной науки в философии «Нью Эйдж». Юнг и современная биология. Подход Э. Стивенса. Архетипы и ритмы в исследованиях Э. Росси. Связь филогенетического и онтогенетического.

Юнгианская культурология

Коллективное сознание. Культуральное бессознательное. Юнгианский подход к фольклору и мифам. Первобытное мышление и архетипы. Юнг и созидательная мифология Дж. Кемпбелла. Юнг и символология Мирча Илиаде. Героический сценарий и мотив инициации в сказках. Мифологические паттерны в истории. Эссе Юнга «Вотан» и «После катастрофы». Психология политики. Юнгианский подход в политологии и социологии. Плюралистическая Психе. Глубинная демократия. Особенности российского коллективного бессознательного. Национальное и расовое сознание. Глобальные процессы в мире. Глубинная психология рыночной экономики. Психологические аспекты феминизма. Культуральные корни невроза. Культурные установки. Архетип инициации. Аналитическая психология о конфликтах и их трансформации через художественное творчество. Работы Юнга «Пикассо» и «Улисс». Работа Э. Нойманна о Леонардо да Винчи. Юнг и постмодернизм. Вклад аналитической психологии в современную литературную критику. Кино и архетипы. 

Юнгианский анализ

Основы юнговской теории личности

Базовые архетипы (эго-герой, тень, персона, анима/анимус, Самость). Символы и трансцендентная функция. Роль символообразования в развитии личности. Феноменология и симптоматика комплексов (материнский, отцовский, пуэр и др.). Описание комплексов и архетипов включает общие теоретические представления, иллюстрации из мифологии и литературы, характерные проявления в клиническом материале, включая особенности психотерапевтического лечения. Современная интерпретация мотива инцеста и Эдипова комплекса. Психология сексуальности. Различие между полом и родом. Юнгианский подход к мужской и женской психологии. Брак и индивидуация. Юнгианский вклад в семейную терапию. Архетип Андрогина и новый взгляд на гомосексуализм, транссексуализм и трансвестизм.

Общая методология анализа

Цели юнгианского анализа. Различие между психоанализом, психодинамической (аналитической) терапией и аналитической психологией. Символическая установка в психотерапии. Условия аналитических отношений. Первичная беседа. Психодиагностические приемы.  Аналитический ритуал. Дистанция в терапии. Частота сессий. Использование кушетки и/или кресла. Роль денег в терапии. Линейная и спиральная модели аналитического процесса. Этапы анализа по Юнгу. Регрессивная и синтетическая фазы анализа. Техника аналитической интерпретации. Составные части и критерии интерпретации. Техники линейного и циркулярного ассоциирования. Техника реконструкции и работа с ранними воспоминаниями. Психопатология в юнгианской перспективе: общие принципы.

Специальные методы

Юнгианский подход к работе со сновидениями

Принцип компенсации. Язык бессознательного. Голографическое строение психики. Сны как экзистенциальные послания. Работа со сновидениями и развитие личности. Сравнение различных психологических подходов к толкованию сновидений. Древние практики сновидений (инкубация снов, йога сна и др.). Сны в разных культурах. Экспериментальные исследования снов. Современные психофизиологические  теории сна. Виды снов. Сновидения в анализе: бессознательные аспекты коммуникаций. Проблема больших и малых сновидений. Серии сновидений. Люцидные (осознаваемые) сны. Сны в контексте измененных состояний сознания. Сновидения и творчество.

Возможности и ограничения метода амплификации

Использование принципа амплификации в процессуально-ориентированной терапии Арни Минделла. Связь сновидений, личностного мифа и телесного симптома. Процессуальные принципы и мета-навыки. Каналы, первичный и вторичный процессы, полевые эффекты.

Активное воображение

Принципы и стадии активного воображения. Отличие от медитации, грез, гипноза и других трансовых техник. Культуральные истоки метода. Способы организации процедуры. Алхимическая символика фантазийного мира. Аналитическое и синтетическое толкование сеансов активного воображения. Альтернативные режимы эго-функционирования. Эстетические модели и риторические стили в анализе. «Ре-визионирование» метода Джеймсом Хиллманом. Символодрама Х. Лейнера, психосинтез, метод Дезолье, онейродрама и другие родственные техники: юнгианский контекст.

Sand-play терапия (метод игры с песком)

История метода: юнгианский вариант Доры Кальф. Принципы и способы организации процедуры. Особенности использования для детской терапии. Специфика интервенций аналитика.

Использование рисунков и других элементов арт-терапии в юнгианском анализе

Юнгианский анализ сказок

Навыки самоанализа

Ведение дневника и другие специальные юнгианские техники для самопознания и личностного роста.

Дополнительные методы

  • Юнгианская психодрама.
  • Юнгианский подход в гештальт-терапии. 
  • Аналитическая групповая психотерапия.
  • Аналитические элементы в телесной и танцевальной терапии.
  • Аналитическая музыкальная терапия.
  • Неоэриксонианский гипноз Э. Росси.
  • Юнгианская семейная терапия.

Юнгианский подход в психотерапии типичных проблем: психосоматические нарушения, нервная анорексия, избыточный вес, фобии, последствия стрессов и утрат, одиночество, заниженная самооценка и др.

Индивидуация в анализе

Психическое здоровье, индивидуация и аналитические отношения. Взаимная трансформация в анализе. Анализ как «четвертичный брак». Вклад Юнга в современные представления о переносе и контрпереносе. Проблема учебного анализа. Клинический и научный аспекты в анализе. Общие принципы организации юнгианского супервизорства. Архетип «раненого целителя». Виды сопротивлений и контр-сопротивлений. Иллюзорный и синтонный контрперенос по М. Фордхаму. Рефлексивный и воплощенный контрперенос по А. Сэмюэлзу. Роль эмпатии и агапе в анализе. Проблемы проработки эротического переноса. Виды переносов и контпереносов по Ракеру и Когуту. Сопоставление понятий проективной идентификации и мистического соучастия. Архетипические отношения власти в психотерапии - бессознательное использование пациентов аналитиками. Теневые стороны анализа. Теория интерактивного поля, бессознательной диады и тонкого тела Шварц-Саланта и алхимические метафоры для терапевтических отношений. Интерсубъективный подход в анализе.

Юнгианские теории развития

Архетип младенца и конфликты детской души. Мотив Уробороса в мифах творения. Психологические интерпретации мифа об изгнании из рая. Роль матери и первичных отношений в развитии психики по Нойманну. Связь с психоанализом объектных отношений (М. Клейн, М. Малер, Д. Винникотт), психологией Когута и исследованиями младенчества. Особенности работы с разными возрастными категориями людей. Задачи первой и второй половин жизни. Кризис середины жизни. Концепция анализа как ритуала инициации.

Клинические приложения

В полное клиническое описание входят: симптомы, теоретическая рефлексия, методология работы и примеры из практики, включающие анализ ситуации переноса/контрпереноса, защит, сопротивлений и динамики лечения.

  • Компульсивные личности;
  • Депрессивные и маниакальные личности;
  • Патологические зависимости (включая наркоманию);
  • Нарциссические и аутические расстройства личности. Представление о   защитах Самости;
  • Параноидные и шизоидные личности;
  • Мазохистические личности;
  • Истерические личности;
  • Психотические расстройства. Юнгианская психиатрия;
  • Нарушения характера.

Записаться в группу

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.