"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Начало программы:

4 марта 2017 г.

Эта программа сочетается с практической программой "Групповой анализ"

Форма обучения: очная и онлайн

Структура программы

Список тем программы (2 года / 4 семестра)

 

Семестр 1, 1-й week-end блок групп-анализа

  • Введение в профессию. Групп-аналитическое и психоаналитическое образование. Критерии подготовки психоаналитика, групп-аналитика. Этика психоанализа и групп-анализа.
  • Групповая психоаналитическая психотерапия и групповой анализ. История развития и обзор основных методов групповой терапии. Теоретические модели групповой психоаналитической психотерапии (модель У. Биона, З. Фукса, Т. Барроу, Геттингенская модель). Культура и группа: групповая культура. Групповая матрица. 
  • Группа как диагностический инструмент. Отбор пациентов в терапевтические группы. Формирование группы. Рамочные условия (сеттинг) группового анализа.  Основные правила групповой работы. Отношения ведущий – клиент. Ориентация на групповой процесс / на индивида.
  • Практическое занятие: семинар рефлексия в группе.
  • Семинар: обсуждение доклада.
  • Бессознательное и его проявления. Перенос и контрперенос в групповой психоаналитической психотерапии. Множественный контрперенос, формы латерального контрпереноса (обусловленного ролями, фазами, сопротивлением). Контрперенос на группу как целое. Три уровня контрпереноса: базисный, культуральный и динамический.
  • Современные концепции групп-анализа. Групповая матрица. Антигруппа. Показания к групповой психоаналитической психотерапии.
    Практическое занятие: Групп-аналитическая супервизия.

 

Семестр 1, 2-й week-end блок психоанализа

  • Введение в профессию (продолжение). История психоанализа. Место психоанализа в системе наук и источники его возникновения. Разница между психоанализом, психоаналитической психотерапией и психоаналитическим консультированием. Трехступенчатая модель подготовки психоаналитиков. Вопросы профессиональной этики.
  • История развития психоанализа: Первые аналитики, биографии и основной вклад. История развития психоаналитического движения в России и за рубежом.
  • Фактор личности психотерапевта. Синдром профессионального выгорания и его профилактика. Особенности аналитической коммуникации.
  • Теория психического аппарата. Фрейд и Брюкке. Энергетическая школа Гельмгольца. Теория соблазнения. Психология без психики. Отказ от теории соблазнения. Фрейд и Брейер. Истерия. Трансфер.
  • Психоаналитическая метапсихология. Динамическая, структурная и экономические точки зрения в понимании психических процессов. Фундаментальные концепции психоаналитической теории З.Фрейда. Первая топика.
  • Динамическое бессознательное. Бессознательное, как система мышления. Функции сознательной системы. Функции предсознательной системы. Функции бессознательной системы.
  • Сновидения. Функции сновидений. Понятие цензуры. Первичное и вторичное вытеснение. Фиксация, регрессия, симптомообразование. Первичное и вторичное вытеснение.
  • Понятие сопротивления. Принцип удовольствия и принцип реальности.
  • Открытие инфантильной сексуальности. Понятие либидо. Катексис. Основания для пересмотра принципа построения психоаналитической теории психического аппарата.
  • Структурная теория (вторая топика). Понятие интрапсихического конфликта. Развитие Эго. Функции Эго. Понятие Эдипова комплекса. Установление  Супер-эго. Функции Супер-Эго. Функции Оно.
  • Сравнительная характеристика первой и второй топики. Клинические примеры использования первой и второй топик.

 

Семестр 1, 3-й week-end блок психоанализа

 

  • Психоаналитическая теория неврозов. Вводные замечания к теории неврозов. Понятие травмы. Травматические неврозы.
  • Мотивы защит. Механизмы защит. Прямые клинические симптомы невротических конфликтов.
  • Импотенция и фригидность. Прегенитальные конверсии. Понятие перверсии. Понятие о неврозе органов. Тревожная истерия. Конверсии. Фобии. Обсессивно-компульсивный синдром. Депрессия и мания. Психозы в свете первой и второй топик.
  • Психоанализ при тревожной истерии. Психоанализ при конверсиях. Психоанализ при фобиях. Психоанализ при обсессиях и компульсиях. Психоанализ при перверсиях. Психоанализ при органных неврозах. Психоанализ в терапии психозов.
  • Теория психосексуального развития. Психоаналитические теории развития. Теория психосексуального развития и теория либидо. Стадии психосексуального развития. Взаимосвязь либидинального развития и развития Эго. Регрессия либидо и регрессия Эго и их роль симптомообразовании. Понятие влечения как психического репрезентанта драйва. Понятие фиксации в психоанализе.
  • Семинар по работе З. Фрейда: "Три очерка по теории сексуальности".

 

Семестр 1,  4-й week-end блок групп-анализа

  • Техники ведения группы. Позиция групп-аналитика по Биону и по Фуксу. Сравнение техники ведения группы. Общие правила для вмешательств, интервенции и их цели. Задачи ведущего группы в концепции Фукса и Биона. Основные элементы техники групп-анализа и роли ведущего. Аналитическая позиция ведущего, терапевтическое пространство и его границы.
  •  Групповая регрессия или регрессия в группе. Проективная идентификация, базисные позиции (зависимости, борьбы и бегства, образования пар - Бион), группа – мама и участник – младенец. Групповая аналитическая ситуация. Ведущий как гарант метода и хранитель "загадки" - бессознательного.
  •  Практическое занятие: Групп-аналитическая группа по сновидениям.
  •  Практическое занятие: семинар рефлексия в группе.
  •  Семинар: обсуждение доклада.
  •  Специфические действующие факторы групповой аналитической работы. Этапы развития группы.
  •  Примитивные защиты в группах. Сопротивление в группах. Групповой нарциссизм. Конкуренция в группах. Групповые фантазии. Негативная терапевтическая динамика. Любовь в группе. Групповой конфликт. Концепции групповой динамики. Групповая коммуникация в свете теории объектных отношений.
  • Практическое занятие: Семинар на завершение семестра. Групп-аналитическая фокусированная работа в группе.

 

Семестр 2, 5-й week-end блок групп-анализа

  • Значение сновидений в групповой аналитической психотерапии.
  • Позиция групп-аналитика. Абстиненция. Стратегия интервенций. Ко-терапия. Наблюдение.
  • Терапевтические факторы в группе.  Исследование эффективности групповой терапии. Факторы воздействия в групповой аналитической психотерапии. Регрессия в группе и регрессия группы. Большая группа. Еженедельные группы и шаттловый метод.
  • Практическое занятие: семинар рефлексия в группе.
  • Семинар: обсуждение доклада.
  • Модели групповой аналитической терапии в клинике. Специальное использование группового анализа (методики и техники). Аналитическая групповая терапия с зависимыми пациентами. Аналитическая групповая терапия с психосоматическими пациентами. Специализированные терапевтические группы. Групп-анализ пар. Групповой анализ в стационаре, тюрьме и др.
  • Отбор пациентов в терапевтические группы. Формирование группы. Процесс планирования и набора группы. Показания и противопоказания к групповой работе. Предварительное интервью. Динамическое администрирование группы. Композиция группы. Сеттинг. Заключение контракта. Завершение работы группы.  
  • Групповая психотерапия И.Ялома.
  • Супервизия с групп-аналитической точки зрения. Типы супервизионных групп. Балинтовская супервизорская группа.
  • Практическое занятие: Групп-аналитическая супервизия.

 

Семестр 2,  6-й week-end блок психоанализа

 

  • Теория объектных отношений. От Фрейда к теории объектных отношений. История становления, основные положения и понятия теории объектных отношений, возможности ее интеграции с другими подходами. Основные представители и школы. 
  • Оновные понятия теории М.Кляйн и Р.Ферберна: внутренний объект, инкорпорация, интернализация, интроекция, первичная и вторичная идентификация, понятие проективной идентификации.
  • Шизоидно-параноидная и депрессивная позиции. Практическое применение и интеграция  с использованием примеров, иллюстрирующих теоретические,  практические аспекты теории объектных отношений.
  • Основные представители и школы. М. Малер – Теория сепарации-индивидуации. Фазы "нормального аутизма", симбиоза, фаза сепарации-инивидуации (дифференциация, практика, репрошман, консолидация объектов).
  • Работы Рене Шпица – взаимодействие в диаде мать-дитя, психопатология раннего детства. Вклад Дональда Винникотта в теорию объектных отношений, работы "Способность к одиночеству", "Использование объекта", "Ненависть в контрпереносе". 
  • Уилфред Бион – развитие концепции проективной идентификации, понятие контейнирования, типы взаимодействия контейнер-контейнируемое. Основные понятия теории мышления Биона.

 

Семестр 2,  7-й week-end блок психоанализа

  • Защиты и психодиагностика.
  • Уровни организации личности – невротический, пограничный, психотический. Клиническое приложение уровней развития организации личности.
  • Первичные защитные механизмы.
  • Вторичные защитные механизмы.
  • Типы организации характера: соцтопатические, нарциссические, шизоидные, параноидные, депрессивно-маниакальные, мазохистические, обсессивно-компульсивные, истерические  и диссоциативные личности.
  • Бессознательные родительские конфликты и их влияние на развитие ребенка.
  • Индивидуальный онтогенез материнства, этапы онтогенеза, психологические задачи, трансформации, возможные сложности. Классики о проблемах материнских конфликтов. “Достаточно хорошая мать” по Д.Винникотту.
  • Обзор основных моделей девиантного материнского поведения. Материнская деструктивность. Феномен “мертвой матери” Андре Грина.
  • Переход к родительской роли. Концепция отцовского имаго, отцовство, триангуляция. Влияние матери и родительской пары на гендерные особенности прохождения стадий психического развития ребенка.
  • Влияние девиантного материнского поведения на психосоматическое развитие младенца. Психологическая помощь матери и ребенку.

Экзамен по курсу (часть 1)

 

 

Семестр 2,  8-й week-end блок психоанализа (нарциссизм)

  • Концепции нарциссизма в разных школах.
  • Первые представления Фрейда о нарциссических неврозах. Интроверсия либидо и парафрения. Выбор объекта по нарциссическому и опорному типу.
  • Понятие нарциссизма в современном психоанализе. "Я" и объект.  Понятия Я-либидо и объект-либидо. Возникновение потребности в объекте.
  •  "Конфликт" или "дефицит". Обоснование взаимосвязи двух теоретических подходов в современном психоанализе.
  • Патологический нарциссизм и перверсии. Концепция патологического нарциссизма Г.Розенфельда.
  • Проблема диагностики нарциссических расстройств.
    Особенности переноса и контрпереноса при нарциссических расстройствах личности.
  • Защиты. Сопротивления. Особенности сеттинга.
  • Теория нарциссических растройств Х. Кохута. Основные положения. Понятие self-объекта. Основные функции self-объекта. Потребность быть отраженным и потребность в идеале, как базисные нарциссические потребности. Развитие самости в норме. Биполярная структура самости. Связность, сила и гармония - основные характеристики здоровой самости.
  • Практическое занятие: семинар рефлексия в группе.
  • Семинар: обсуждение доклада.
  • Первичные и вторичные нарушения самости. Виды патологической самости. Недостимулированная самость. Фрагментарная самость. Сверхстимулированная самость. Эмоционально перегруженная самость.
  • Типы личностей с нарушениями самости. Личность испытывающая "голод" по отражению. Личность, испытывающая "голод" по идеалу. Личность испытывающая "голод" по слиянию. Избегающие контакта личности. Виды нарциссических переносов.
  • Практическое занятие: Семинар на завершение семестра. Групп-аналитическая фокусированная работа в группе.

Экзамен по курсу (часть 2)

 

Семестр 3,  9-й week-end блок институционального психоанализа

  • Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем. Групп-аналитическая работа в организации. Институциональная (организационная) матрица.  Цель и формы групп-аналитической работы в организации.  Психодинамические противоречия и парадигмы в организации.  Основные орг- элементы.
  • Диагностика организаций. Типы организаций и уровни их функционирования.
  • Позиция групп-аналитика в организации.  Границы. Роль и функция групп-аналитика / оргконсультанта. Формы интервенций. Рамки и сеттинг работы в организации. 
  • Практическое занятие: семинар рефлексия в группе.
  • Семинар: обсуждение доклада.
  • Перенос и контрперенос в организации. Защита и сопротивление в организации. Зеркальные феномены.
  • Менеджмент сознательных и бессознательных процессов в организации. Страх и зависимость в организации.  Понятие матрицы. Деструктивная матрица. Институциональные треугольники. Границы в организации. Культура и идеология. Ритуалы, мифы и артефакты.
  • Процессы изменений в организациях. Этапы развития групп. Создание рабочей группы.  Феномен агрессии в группе и организации. Управление агрессией в организации. Токсичные организации и деструктивные руководители.
  • Практическое занятие: Организационная групп-аналитическая супервизия.

 

Семестр 3,  10-й week-end блок психоанализа

  • Перенос. Психоаналитическая ситуация. Базовая модель психоанализа Эйслера. Исторический обзор концепций переноса. Происхождение и природа реакций переноса, клиническая картина, основные характеристики.
  • Перенос, рабочий альянс и реальные отношения. Позиция аналитика.  Клиническая классификация реакций переноса. Позитивный и негативный перенос.
  • Эротический, эротизированный перенос. Специфика реакций переноса у невротических, пограничных, нарциссических и психотических пациентов.
  • Техника анализирования переноса. Клинические иллюстрации.
  • Сопротивление. З.Фрейд. "Введение в психоанализ. Лекция 19", "Исследования истерии", "Торможение, симптом, страх".
  • Концепции современных авторов. Классификация, формы, источники и характеристики сопротивления. Клинические проявления.
  • Специфика проявления сопротивлениея у невротических, пограничных, нарциссических и психотических пациентов. Техника работы с сопротивлением.
  • Сопротивления аналитика в работе с пациентом. Клинические иллюстрации.

 

Семестр 3,  11-й week-end блок психоанализа 

  • Контрперенос: открытие и переоткрытие. Истоки возникновения концепции. Контрперенос и объектные отношения. Контрперенос и сеттинг.
  • Контрперенос и психоаналитический процесс. Переоткрытие контрпереноса П. Хайманн.
  • П. Хайманн, Х. Ракер о контрперенос. Значение и использование контрпереноса. Контрперенос и проективный идентификация.
  • Обсуждение работы П. Хайманн "Контрперенос". Разбор клинических случаев.
  • Теория сновидений. Классический и современный подход.
  • Современные концепции бессознательных психических процессов. Определение сновидений. Латентное (скрытое) содержание сновидений. Дневной остаток в формировании сновидений. Фантазии в сновидениях. Работа сновидения.
  • Основные принципы интерпретации сновидений. Навязчивые сновидения. Сновидения и их адаптивная функция. Проработка трансфера с помощью сновидений.

 

Семестр 3,  12-й week-end блок групп-анализа

  • Формы и методы работы психоаналитического консультанта в организации.  Индивидуальный сеттинг. Групповой сеттинг. Модификации психоаналитического сеттинга в организации, функции и роли консультанта. Работа с командой. Позиция групп-аналитика в организации. Временные рамки и завершение.
  • Нарциссические теории личности. Лидерство и нарциссизм.  Коучинг лидерского потенциала. Еxecutive coaching. Психоаналитический коучинг М. Кетс де Вриеса. Лидер и его внутренний театр.
  • Практическое занятие: семинар рефлексия в группе.
  • Семинар: обсуждение доклада.
  • Групп-аналитический подход в консультировании бизнеса и организаций. Организационная групп-аналитическая супервизия. Коучинг как супервизия с одним человеком.
  • Практическое занятие: Психодинамический коучинг  (2 случая по 45 минут).
  • Стратегические сессии. Развивающий консалтинг. Процессное психоаналитическое консультирование организаций. Нарушения коммуникаций. Прерванные транзакции. Подразумеваемые интеракции. Триангуляция и процессинг.
  • Практическое занятие: Организационная групп-аналитическая супервизия.

 

Семестр 4,  13-й week-end блок психиатрия и психосоматика

  • Введение в психиатрию. Психосоматика. Психосоматические болезни, их понимание и терапия. Психодинамические предпосылки возникновения психосоматических нарушений.
  • Психосоматическое мышление и лечебные действия. Особенные картины болезней.
  • Психосоматические расстройства как нарушения отношений со значимыми объектами. Психосоматические реакции. Психосоматические нарушения.
  • Заболевания органов дыхания. Болезни эндокринной системы. Аллергические и дерматологические заболевания. Сердечно-сосудистые заболевания. Синдром головной боли. Болезни опорно-двигательного аппарата. Хроническая боль в спине. Желудочно-кишечные заболевания. Пищевые расстройства. Психосоматические аспекты акушерства и гинекологии. Функциональные сексуальные расстройства.
  • Психосоматические расстройства у детей и подростков. Психосоматика пожилых людей. Онкологический больной с неблагоприятным прогнозом.
  • Проявления тревоги. Маскированная депрессия, синдром хронической усталости, синдром выгорания. Методы лечения и психокоррекции психосоматических пациентов.
  • Практическое занятие: семинар рефлексия в группе.
  • Семинар: обсуждение доклада.
  • Психодинамические концепции психических расстройств. Объединённая психодинамическая теория развития (по Дэниелу Стерну). Психодинамика формирования неврозов.
  • Психодинамика формирования психопатий и личностных расстройств. Расстройства адаптации, реактивные психозы.
  • Психодинамика формирования депрессий. Биполярное расстройство.
  • Соматоформные, конверсионные расстройства, органные неврозы, телесные галлюцинации, болевые расстройства. Психовегетативный синдром. Психотические симптомы в свете психоанализа. Современные концепции шизофрении.
  • Биосоциальная модель пограничной личности. Современные подходы к лечению психических расстройств. Смена парадигмы в социальном восприятии психических патологий и появление новых возможностей оказания помощи.
  • Практическое занятие: Семинар на завершение семестра. Групп-аналитическая фокусированная работа в группе.

 

Семестр 4,  14-й week-end блок психоанализа

  • Работа с пограничным пациентом.  Критерии пограничной личности. (О.Кернберг)   Теории о возможных источниках формирования пограничной личности. (М. Кляйн, У. Бион. М. Маллер и др.) Проблематика и основные принципы терапии пограничных пациентов: прогностические критерии, цели терапии, формирование рабочего альянса, особенности переноса и контрпереноса, технические аспекты работы, механизмы изменений.
  • Работа с главой книги Вамика Волкана "Расширение психоаналитической техники",  посвященной пограничным пациентам. Клинические иллюстрации.
  • Психоаналитическая работа с депрессией.
  • Первичное интервью и начало анализа. Первичное интервью как метод диагностики. Первичное интервью по Н.Мак-Вильямс – главные текущие темы, области фиксаций и конфликтов, основные защиты, бессознательные фантазии, центральные индентификации, связанность собственного “Я” и самооценка.
  • Структурное интервью по О.Кернбергу – степень интеграции идентичности, используемые защитные механизмы, тестирование реальности, неспецифические проявления слабости Эго, степень интеграции Супер-Эго, генетические и динамические характеристики конфликтов.
  • Начало анализа – заключение “контракта” и выбор типа проводимой терапии на основании первичного интервью – экспрессивная, поддерживающая психотерапия, психоанализ.
  • Примеры первичных интервью, клинический разбор.

 

Семестр 4,  15-й week-end блок сексологии

  • Основы сексуальности: сексология и сексопатология. Сексуальность, любовь, эротизм в современном мире. Культура и сексуальность, типы сексуальных культур. Эротический код, ритуал ухаживания. Теории любви. Триангулярная теория любви Р.Стейнберга. Трансформация интимности.
  • Понятие нормы и патологии в сексологии и сексопатологии: статистическая норма, парная норма, индивидуальная норма, культуральная норма.
  • Цикл сексуального контакта, работа с его прерываниями. Причины дисгармоничных сексуальных отношений. Техники работы с дисгармоническими сексуальными отношениями (мультимодальный подход).
  • Телесные аспекты сексуальности. Анатомия и физиология сексуальных отношений. Сексуальные реакции женщины. Сексуальные реакции мужчины. Эрогенные зоны. Генитальные и экстрагенитальные формы сексуальной активности. Сексуальный профиль. Сексуальная конституция.
  • Практическое занятие: семинар рефлексия в группе.
  • Семинар: обсуждение доклада.
  • Агрессия и сексуальность. Агрессия или насилие? Сексуальная травма и инцест. Биологические и социальные детерминанты пола. Полоролевая идентичность. Гендерные роли и выбор партнера. Индивидуальная любовная карта. Работа с сексуальными фантазиями.
  • Любовь и секс как площадка для отыгрывания нарушений в ранних объектных отношениях. Любовная и сексуальная зависимости. Бессознательные сексуальные сценарии. Треугольники в любовных отношениях. Романтическая любовь как бегство от интимности.
  • Парафилии и перверсии. Садо-мазохистические альянсы. Зависть и ненависть в любовных отношениях. Влияние психопатологии на развитие зрелых любовных отношений.
  • Позиция психолога и психотерапевта в работе с сексуальной проблематикой. Работа с чувством стыда и вины в сексуальных отношениях.
  • Зрелые любовные и сексуальные отношения. Границы и время в любовных отношениях.
  • Практическое занятие: Групп-аналитическая группа по сновидениям.

 

Семестр 4, 16-й week-end

 

  • Защита дипломных работ
  • Практическое занятие: семинар - рефлексия в группе.
  • Семинар: завершение обучения, обсуждение курса и обратная связь.
  • Ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записаться в группу

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.