"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА»

Факультет психологии

 

«Утверждено»
На заседании кафедры общей психологии
от «27» июня 2013 г. протокол № 5
Заведующий кафедрой:
кандидат психологических наук,
профессор Иванов Ф.Е.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
И
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОДИАГНОСТИКИ»


ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
030300 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Профили

«Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование «Юнгианская психотерапия», «Трансперсональная психология», «Социальная психология в бизнесе», «Консультативная психология», «Когнитивная психология общения», «Психология индивидуальных различий: наука и практика», «Социальная психология развития», «Психология и психотерапия аддикций» и «Психология экстремальных и критических ситуаций».

Квалификация (степень) выпускника «Магистр»

 

Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная

 

Автор: кандидат психологических наук Ананьева К.И.

 

Москва
2013

 

Составитель рабочей программы – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» Ананьева Кристина Игоревна.

Программа включает в себя формулировку целей освоения дисциплины, определение места дисциплины в структуре ООП магистратуры и компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Рецензент: доктор психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН Алмаев Николай Альбертович.

Печатается по решению кафедры общей психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»

© НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» 2013 г.

 

  1. Цели и задачи освоения дисциплины

    Цели освоения дисциплины - знакомство обучающихся с психодиагностикой как с совокупностью теоретико-математических моделей, процедурно-методических правил организации сбора и обработки эмпирических данных, а также как областью психологической практики, связанной с выявлением разнообразных психологических качеств, особенностей и черт личности.

    Основное внимание в курсе уделяется характеристике эффективных психодиагностических методов, а также принципам и методам разработки диагностического инструментария.

    Задачи дисциплины:
    1. сформировать навыки организации психодиагностического процесса;
    2. сформировать профессиональные навыки содержательно оценивать достоверность полученных результатов;
    3. сформировать практические умения и навыки выбора диагностических методик в соответствии с психометрическими требованиями и задачами обследования;
    4. продемонстрировать способы обработки и интерпретации результатов методик, формулировки на их основе диагностических заключений в соответствие с решаемой исследовательской или практической задачей.
    5. познакомить с этапами разработки психодиагностических инструментов.
  2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

    Дисциплина «Теория и практика психодиагностики» относится профессиональному циклу вариативной части структуры ООП магистратуры.

    Учебная дисциплина относится к профессиональному циклу, является основой подготовки обучающихся к постановке и решению психодиагностических задач, а также отбору эффективных психодиагностических инструментов и разработке новых средств осуществления психодиагностического процесса.

    Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания, умений и компетенции, полученные в рамках изучения учебных дисциплин по курсам «Общая психология», «Общепсихологический практикум», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Психодиагностика», «Психология личности», «Экспериментальная психология» и «Математические методы в психологии».

    Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – высшее образование (степень бакалавра, магистра или специалиста). Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Теория и практика психодиагностики» должны иметь представление об основных подходах к диагностике психологических особенностей людей, о диагностических методиках, используемых в психологической практике и способах оценки их качества, знать содержание профессионально-этических требований, предъявляемых психологу-диагносту.

    Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучения дисциплины «Теория и практика психодиагностики», определяют качество освоения последующих дисциплин ООП магистратуры: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Методологические проблемы психологии», «Планирование теоретико-эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», «Статистические методы в психологии», а также способствуют успешной подготовке и выполнению научно-исследовательской работы и прохождению научно-исследовательской практики.

  3. Требования к освоению дисциплины «Теория и практика психодиагностики».

    В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

    выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
    способностью и готовностью к:
    • самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);
    • принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация (ОК- 6);
    • выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК -9);
    • использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК - 10).
    Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
    в научно-исследовательской деятельности:
    способностью и готовностью к:
    • модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);
    • планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);
    в практической деятельности:
    способностью и готовностью к
    :
    • диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);
    в проектно – инновационной деятельности:
    способностью и готовностью к:
    • выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);
    • созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25).

    В результате освоения дисциплины «Теория и практика психодиагностики» обучающийся должен:

    знать:
    • общие теоретико-методологические принципы психодиагностики;
    • основы дифференциальной психометрики;
    • основные практические проблемы применения бланковых и аппаратурных методов исследования;
    • основные модели конструирования психодиагностических методик.
    уметь:
    • разработать план психодиагностического обследования;
    • выполнить психометрическую проверку методики;
    • осуществить адекватный своим психологическим задачам выбор способа обработки эмпирического массива данных.
    владеть:
    • навыками построения первичной формы теста;
    • навыками проведения стандартизации диагностических методик;
    • навыками написания психодиагностического заключения.
  4. Общая трудоемкость и содержание дисциплины «Теория и практика психодиагностики» составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

    Очное отделение:
    таблица
    Очно-заочное отделение:
    таблица
    Заочное отделение:
    таблица

    Содержание дисциплины

    Тема 1. Психодиагностика: наука и практика постановки психологического диагноза

    Психодиагностика как наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, наука и практика постановки психологического диагноза. Определение места психодиагностики в структуре психологического знания.

    История зарубежной психодиагностики и психодиагностика в России.

    Объект и предмета психодиагностики. Субъекты психологической диагностики. Психодиагностическая задача и ситуация. Классификация диагностических задач. Виды психодиагностических ситуаций. Основные виды психодиагностической деятельности. Этические нормы проведения диагностического обследования.

    Тема 2. Классическая и современная теория тестов

    Проблемы измерений психологических конструктов. Теория тестов как дисциплина. Статистические концепции в теории тестов. Тестовые оценки как дискретные переменные для конечных популяций. Описание индивидуальных результатов с помощью z-оценок. Нормальное распределение. Описание связи между двумя переменными. Измерительные шкалы. Подходы к шкалированию в разработке тестов. Уровни шкал для субъектно-центрированных измерений.

    Введение в современную теорию тестов. Базовые понятия теории IRT. Кривая интегральной функции нормального распределения. Связь теории IRT с классической теорией тестов. Логистические модели. Приближенное оценивание параметров. Выбор модели. Приложения теории IRT. Обнаружение заданий, приводящих к систематическим ошибкам. Методы, основанные на современной теории тестов (IRT). Методы хи-квадрат. Преимущества и недостатки различных методов.

    Тема 3. Конструирование психодиагностических методик

    Определение целей применения тестовой оценки. Определение характеристик поведения для отображения конструкта. Построение выборки содержания. Подготовка спецификаций тестов. Конструирование заданий. Рецензирование. Пилотажная апробация заданий.

    Трудность задания, среднее значение и дисперсия. Дискриминативность (различительная способность) задания. Надежность заданий и показатели валидности. Проведение исследования при анализе заданий. Анализ заданий для критериально-ориентированных тестов.

    Тестовые оценки как составные. Схемы оценивания заданий. Дескриптивная (описательная) статистика для недихотомических переменных. Дескриптивная статистика для дихотомических переменных. Дисперсия составной оценки. Практические приложения для конструирования теста.

    Практическое занятие

     

    Занятие 1. Построение первичной формы теста

    Цель работы - создание первичной формы теста для измерения определенного признака.

    В ходе совместного обсуждения группа выбирает признак для измерения и формирует общее представление об измеряемом понятии.

    Студенты предлагают пункты теста для измерения указанного признака. Каждый пункт оценивается группой путем голосования. Пункты, набравшие менее 50%, отклоняются. Задания могут предполагать как положительные, так и отрицательные ответы, соответствующие измеряемому признаку. Преподаватель записывает отобранные пункты теста, отмечая соответствующим знаком («+», «-»), эта запись будет служить ключом для получения «сырых» оценок.

    Студенты отвечают на сформированный опросник по схеме с дихотомическими ответами.

    Студентам предлагается известная методика, измеряющая тот же либо родственный признак. Проводится тестирование группы указанным вопросником.

    Для обоих случаев тестирования вычисляются «сырые» оценки. Затем вычисляются коэффициенты корреляции результатов тестирования. Статистически значимые значения коэффициентов корреляции представляют оценки эмпирической валидности сформированной первичной формы теста.

    В завершении в группе проводится обсуждение проведенной работы.

    Занятие 2. Первичный анализ тестовых заданий

    Цель работы - расчет индексов трудности и коэффициентов дискриминативности заданий теста.

    Студентам предлагаются задания теста интеллекта. Время решения задач не ограничивается, чтобы избежать пропусков.

    Результаты решения заданий теста объединяются в таблицу. Студенты определяют самую «трудную» и «самую» легкую задачи, проверить статистическую значимость различия индексов трудности этих задач. Далее группа выполняет расчет коэффициента дискриминативности.

    В завершении в группе проводится обсуждение проведенной работы.

    Тема 4. Надежность измерений

    Надежность и классическая модель истинной оценки. Классическая модель истинной оценки. Показатель надежности и коэффициент надежности. Надежность составных тестовых оценок. Стандартная ошибка измерения. Альтернативные определения истинной оценки и ошибки. Процедуры для оценивания надежности. Процедуры, требующие двух предъявлений теста. Методы, требующие одноразового предъявления теста. Межрейтерная надежность. Факторы, которые влияют на коэффициенты надежности. Приближенное вычисление истинных оценок. Надежность разности оценок. Использование оценок ошибки в интерпретации тестового балла. Сообщение данных по надежности.Введение в теорию генерализации. Г�исследование и Р�исследование. Введение коэффициентов генерализации для однофасетных дизайнов. Вложенный однофасетный дизайн Г-исследования. Генеральные совокупности с фиксированными фасетами. Использование теории генерализации с данными, отличающимися от субъективных оценок экспертов. Стандартные ошибки измерения для абсолютных и относительных решений. Теория генерализации для двухфасетного дизайна.

    Коэффициенты надежности для критериально-ориентированных тестов. Использование критериально-ориентированных измерений. Теория надежности для приближенного оценивания домен-оценок. Теория надежности для классификаций по категориям мастерства. Точность решения.

    Практическое занятие

    Занятие 1. Проверка надежности теста

    Цель работы - проверка надежности теста методом «тест-ретест» и методом расщепления, оценка плотности теста (консистенции).

    Студентам предлагается тест интеллекта, с которым они работали на прошлом занятии для повторного выполнения.

    Группа составляет сводную таблицу результатов первого и второго тестирвоания, вычисляет коэффициенты корреляции и определяет надежность методики методом «тест-ретест».

    Далее группа определяет внутреннюю согласованность теста, использую метод расщепления. Задания теста (после повторного тестирования) разбиваются на четные и нечетные. Составляется таблица, где в столбцах указывается количество испытуемых, правильно решивших соответствующую задачу. Для каждого столбца вычисляются средние, дисперсии и корреляция между столбцами. Проверяются условия применения формул Спирмена — Брауна, Флангана, Кристофа. Вычисляется коэффициентом плотности (консистенции).

    Сравниваются значения коэффициента надежности, полученные различными способами, студенты проверяют, насколько способ вычисления влияет на результат, насколько существенно требование равенства дисперсий, насколько оценка коэффициента надежности чувствительна к количеству заданий теста. Группа делает вывод о ретестовой надежности теста, надежности расщепления, плотности, о том насколько эти показатели отличаются друг от друга.

    Тема 5. Валидность диагностических инструментов

    Введение в валидность. Содержательная валидность. Критериально-ориентированная валидизация. Конструктная валидность. Пересечение подходов к валидизации. Коэффициенты валидности для истинных оценок.

    Статистические процедуры для прогнозирования и классификации. Частная корреляция. Множественная регрессия. Дискриминантный анализ.

    Систематическая ошибка отбора. Основные концепции и понятия. Группы большинства и меньшинства. Психометрические определения систематической ошибки. Справедливые процедуры отбора. Критика моделей. Подход к отбору, связанный с теорией решений.

    Факторный анализ. Факторы и факторные нагрузки. Вращение. Коррелированные факторы. Число факторов. Модель факторного анализа. Общность и уникальность. Исследовательский и конфирматорный факторный анализ.

    Практическое занятие

    Задание 1. Расчет экспертной эмпирической валидности

    Цель работы – проверка эмпирической валидности личностного опросника с использованием экспертных оценок.

    Преподаватель проводит обследование группы с помощью опросника, например, «Большая пятерка». Затем просит каждого участника группы анонимно оценить личностные черты каждого сокурсника в специально подготовленном бланке экспертной оценки.

    Далее студенты составляют таблицы экспертных оценок и производят расчет коэффициента корреляции тестовых и экспертных оценок для каждой личностной черты.

    В завершении группа сравните полученные результаты.

    Тема 6. Тестовые оценки и их интерпретация

    Поправка на угадывание и другие методы оценивания. Оценивающая формула. Поощрение дополнительными вкладами в оценку за частичные знания.

    Установление стандартов. Подходы к установлению стандартов. Эмпирическое исследование методов установления стандартов. Практические рекомендации по установлению стандартов. Технические соображения в процедуре установления стандартов.

    Нормы и стандартные оценки. Проведение исследования нормирования. Вероятностная выборка. Описание исследования нормирования в руководстве к тесту. Виды нормативных оценок.

    Выравнивание оценок по разным тестам. Определение выравнивания. Сбор данных для выравнивания. Выравнивание по современной теории тестов (IRT). Выравнивание истинной оценки. Вертикальное выравнивание. Равенство в выравнивании.

    Практическое занятие

    Занятие 1. Стандартизация теста

    Цель работы - построение шкал теста на основе полученных «сырых» оценок.

    Преподаватель проводит обследование группы с помощью опросника, например, опросника Айзенка - EPI. Для каждого из показателей (экстраверсии и нейротизма) студенты строят гистограмму распределения частот. Проверить гипотезу о нормальном распределении с помощью критерия ೇ2. Строят кривую накопленных частот (кумуляту), процентильную шкалу децилей, z-шкалу.

    С помощью коэффициента корреляции Пирсона группа проверяет гипотезу о статистической независимости показателей нейротизма и интроверсии.

    В завершении группа сравните полученные оценки с теоретическими.

    Тема 7. Психодиагностический диагноз

    Анализ результатов обследования: общие положения. Общая схема анализа результатов психологического обследования. Разделы анализа. Темповые характеристики деятельности и особенности работоспособности. Особенности моторики и характер латеральных предпочтений. Анализ уровня развития отдельных психических процессов и функций. Особенности составления заключения. Его разделы. Психологический диагноз. Вероятностный прогноз развития. Рекомендации по дальнейшему сопровождению. Технология составления общей части психологического заключения. Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения. Особенности составления заключений по результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключения).

  5. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы:

    традиционные образовательные технологии:
    • а) фронтальная форма лекций, лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции с разбором микроситуаций (Темы №№ 1-7);
    • б) семинары-конференции, семинар-дискуссия, вопросно-ответная формы (Темы №№ 3-6);
    • в) практические занятия с использованием методов психодиагностики интеллектуального уровня, индивидуально-психологических особенностей и черт личности и т.д. (Тема №7).
    интерактивные технологии:
    • а) создание различных диагностических учебных ситуаций с последующим их обсуждением;
    • б) решение конкретных практических задач, связанных с разработкой психодиагностического инструментария и его психометрической проверкой;
    • в) анализ случаев из практики психолога-диагноста с последующим составлением психодиагностического заключения.

    Использование интерактивных методов в курсе преподавания психодиагностики обусловлено необходимостью формирования практических умений и навыков работы с психодиагностическим инструментарием.

    Перечисленные формы занятий сочетаются с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

    Задания для интерактивов:

    Задание 1. Дебаты по теме «Особенности становления психодиагностики в России»

    На основе прочтения трудов классиков отечественно психологии И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, С.С. Корсаков, А.А. Токарского, Н.Н. Ланге, И.Н. Шпилърейн и других, необходимо подготовиться к обсуждению следующих тем:

    Предмет, принципы и практические задачи педологии и психотехники;

    Критические педологические и психотехнические исследования нравственного, интеллектуального и физического развития населения СССР в 20-е годы;

    Идеологические атаки на советскую педологию и психотехнику в 30-е годы;

    Идеологическая критика педологии после постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»;

    «Хрущевская оттепель» и частичная реабилитация психотехники и педологии в 50-е годы;

    Последствия ликвидации педологии и психотехники в СССР.

    Задание 2. Мозговой штурм «Решение психодиагностических задач»

    Обучающимся предлагается совместными усилиями разработать тестовые батареи для решения каждой из предложенных психодиагностических задач:
    1. Рекрутер должен отобрать несколько претендентов для замещения должностей секретарей-референтов в крупной международной компании. Какие методики помогут провести отбор?
    2. Из нескольких претендентов нужно отобрать одного школьника для участия в городской олимпиаде по физике. Оценку, каких качеств необходимо провести? Какие методики могут при этом использоваться?
    3. В агентство по подбору кадров поступил запрос провести отбор среди претендентов на руководящие должности производственной фирмы. Какие методики следует использовать при отборе и почему?
    4. К психологу обратилась супружеская пара с запросом улучшить их взаимоотношения. Какие методики позволят прояснить причины сложившейся ситуации? Какие приемы могут быть использованы для гармонизации взаимоотношений супругов?
    5. Какие методики могут быть использованы для определения качества отношений в парах «мама-ребенок» или «ребенок-педагог»?
    6. Учитель обратился к школьному психологу с жалобой на плохое поведение и трудности в обучении одного из учеников (младшего школьного возраста). Какие методики позволят выявить причины сложившейся ситуации?
    7. Учитель обратился к школьному психологу с запросом устранить конфликт между учениками 9 класса. Какие методические средства позволят диагностировать причины конфликта и какими средствами возможно его устранить?
    8. Психолог должен разработать программу тренинга личностного роста. Какие диагностические методики могут быть полезны?
    9. Директор школы обратился к психологу с просьбой выявить причины сложных и порой конфликтных отношений в педагогическом коллективе, но так, чтобы проводимая диагностика не вызвала отрицательного отношения педагогов и не ухудшила взаимоотношения в коллективе. Какие методики можно использовать для диагностики и почему именно их?

    Задание 3. Case-study «Деловые ситуации»

    Обучающимся, работающим по подгруппам, предлагается подготовить диагностические заключения по протоколам диагностического обследования. В обследовании принимали участие руководителе среднего звена. Методикой обследования являлся проективный тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой.

    В конце встречи результаты обучающихся сопоставляются с диагностическими заключениями опытных экспертов-психологов. Проводиться обсуждение причини расхождений экспертных заключений и заключений студентов-психологов.

    Задание 4. Ролевая игра «Экспресс диагностика»

    Студенты разбиваются на тройки «психолог-клиент-наблюдатель». Поочередно моделируется ситуация обращения клиента к психологу-диагносту. Задача «диагноста» установить раппорт с обследуемым, провести экспресс-диагностику, соответствующую запросу, дать диагностическое заключение. Задача наблюдателя – постараться максимально объективно оценить ход диагностического процесса.

    В конце встречи студенты совместно в преподавателе обсуждают:
    • особенности установления психологического контакта;
    • адекватность методов, использованных в ходе диагностике;
    • адекватность и практическую ценность полученных диагностических заключений.
  6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

    Задания для самостоятельной работы

    Тема 1. Психодиагностика: наука и практика постановки психологического диагноза

    На основе анализа литературы подготовьте выступление по одной из тем:
    • Этапы развития психологической диагностики.
    • Донаучный этап развития психодиагностики.
    • Предпосылки появления психодиагностики: экспериментальная психология (Г. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.) и дифференциальная психология (Ф. Гальтон).
    • История развития психодиагностики на Западе (В. Вундт, Ф. Гальтон, Д. Кеттел, Г.Эбингауз, А.Бине и др).
    • Особенности становления психодиагностики в России (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, А.А.Токарский, Н.Н.Ланге).
    • Постановление ЦКВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936).
    • Современный этап в развитии психодиагностики в России.

    Тема 2. Классическая и современная теория тестов

    На основе анализа литературы приведите примеры и подготовьтесь выступить с сообщением:
    • Методики, разработанные в рамках классической теории тестов.
    • Методики, основанные модели Раша.
    • Методики, разработанные в рамках современной теории тестов.

    Тема 3. Конструирование психодиагностических методик

    На основе анализа литературы разработайте операциональные определения следующих понятий:
    • Интеллект;
    • Умственные способности;
    • Креативность;
    • Тревожность;
    • Агрессия;
    • Общительность.

    Тема 4. Надежность измерений

    Подготовьте реферат, посвященные проверке надежности психодиагностических методик российскими и зарубежными авторами, по одному из приведенных направлений:
    • Тестирование интеллекта и общих способностей;
    • Личностные опросники и тесты;
    • Проективные методы психодиагностики.

    Тема 5. Валидность диагностических инструментов

    Самостоятельно ознакомьтесь с литературой, посвященной описанию разработки психодиагностических методик и их психометрической проверке.

    Особое внимание уделите статьям, посвященным проверке валидности психодиагностических методик.

    Тема 6. Тестовые оценки и их интерпретация

    На основе анализа литературы приведите примеры и подготовьтесь выступить с сообщением:
    • Адаптационное понимание нормы.
    • Концепция культурного релятивизма.
    • Статистическая норма.
    • Норма как отсутствие отклонений и идеальное психическое здоровье.

    Тема 7. Психодиагностический диагноз

    Подготовьте психологический портрет личности, используя информацию, полученную с помощью методик:
    • Рисунок на свободную тему;
    • Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур;
    • «Шкала оценки мотивации одобрения» Д. Крауна и Д. Марлоу
    • Опросник темперамента М.В. Русалова.

    Тестовые задания для самоконтроля:

    Тестирование проводится в письменной форме, согласно учебному плану.
    1. Выберите пункты необходимые для обеспечения качества психодиагностических методик:
      а) ответ на вопрос должен содержать минимум три альтернативы;
      б) использование шкалы интервалов;
      в) использование шкалы наименований;
      г) надежность;
      д) использование шкалы отношений;
      е) валидность;
      ж) дискриминативность;
      з) наличие параллельных форм теста;
      и) наличие нормативных данных или наличие критериев, установленных экспертами.
    2. Надежность – это …
      а) свойство методики измерять то, для измерения чего она предназначена;
      б) характеристика точности методики, как измерительного инструмента;
      в) способность выборки адекватно отражать свойства генеральной совокупности.
    3. Какой шкале должна принадлежать переменная, кодирующая ответ на вопрос анкеты: «В каком возрасте Вы вступили в брак ___ лет».
      а) номинальной;
      б) порядковой;
      в) интервальной;
      г) символьной;
      д) Фаренгейта.
    4. Эмпирически полученный результат включает:
      а) истинное значение и ошибку измерения;
      б) истинное значение и мнение эксперта;
      в) только истинное значение.
    5. Укажите причины не влияющие на снижения точности измерения.
      а) нестабильность измеряемого свойства;
      б) несовершенство диагностических методик;
      в) меняющаяся ситуация обследования;
      г) различия в манере поведения психолога;
      д) различия в предъявлении инструкций;
      е) колебания функционального состояния обследуемого;
      ж) элементы субъективизма при оценке и интегрировании полученных данных;
      з) использование бланковой формы теста.
    6. Каким типом валидности не должна обладать методика:
      а) Очевидная (внешняя) валидность;
      б) Конкурентная валидность;
      в) Прогностическая валидность;
      г) Дифференциальная валидность;
      д) Содержательная валидность;
      е) Иллюзорная валидность;
      ж) Конструктная валидность;
      з) Экологическая валидность.
    7. Инкрементная валидность относится к случаю, когда
      а) один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, и перекрываться другими тестами из этой батареи;
      б) один тест из батареи тестов может иметь высокую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи;
      в) один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи;
      г) один тест из батареи тестов может иметь высокую корреляцию с критерием, и перекрываться другими тестами из этой батареи.
    8. Дискриминативность – это …
      а) достижение удо

Я хочу поступить

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.