"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА»

 

Факультет психологии

 

 

«Утверждено»

На заседании кафедры психологии личности и

дифференциальной психологии

от «28» июня 2013 г. протокол № 5

Заведующий кафедрой:

доктор психологических наук, профессор

Нагибина Н.Л.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

030300 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Профили

«Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование», «Юнгианская психотерапия», «Трансперсональная психология», «Социальная психология в бизнесе», «Консультативная психология», «Когнитивная психология общения», «Психология индивидуальных различий: наука и практика», «Социальная психология развития», «Психология и психотерапия аддикций» и «Психология экстремальных и критических ситуаций».

 

 

Квалификация (степень) выпускника «Магистр»

 

 

Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

 

 

Автор: доктор психологических наук,

профессор Ильясов И.И.

 

 

Москва

2013

Составитель рабочей программы – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности и дифференциальной психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» Ильясов Ислам Имранович.

Программа включает в себя формулировку целей освоения дисциплины, определение места дисциплины в структуре ООП магистратуры и компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

 

 

 

 

Печатается по решению кафедры психологии личности и дифференциальной психологии ВПО «Московский институт психоанализа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» 2013 г.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цели освоения дисциплины: формирование у студентов педагогических компетенций; подготовка к деятельности преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования.

Задачи дисциплины:

  1. Сформировать у студентов основы педагогических компетенций, знаний и умений в осуществлении деятельности преподавания психологических дисциплин в высшей школе и в системах дополнительного образования психологического профиля;

  2. Сформировать у студентов умения разрабатывать и модифицировать программы и содержание обучения курсов психологии для различных ситуаций обучения;

  3. Сформировать у студентов навыки планирования и реализации процесса обучения психологии разными методами, в разных формах и с помощью разных средств.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

 

Дисциплина «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» относится к базовой части профессионального цикла подготовки, является основой подготовки студентов к проведению обучения психологическим дисциплинам студентов вузов, будущих психологов, а также, учителей, врачей, управленцев, и других специалистов, работающих с людьми.

Базовыми для данной дисциплины являются курсы «Философия», «Профессиональная этика», «Педагогика», «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Педагогическая психология» и «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях». Для успешного освоения дисциплины «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» необходим уровень знаний, умений и компетенций, полученных в рамках изучения перечисленных учебных дисциплин.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – высшее образование (степень бакалавра, магистра или специалиста). Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования», должны иметь представление об основных компонентах деятельности преподавателя – проектировании и реализации целей, содержания, методов, форм и средств обучения, о методологии и содержании научного знания, в том числе по психологии, ориентироваться в основных научных направлениях и актуальных проблемах современной отечественной и зарубежной психологии, знать основы психодиагностики и экспериментальной психологии, основы общей психологии, базовые социально-психологические знания, связанные с феноменами межличностного, внутригруппового и межгруппового взаимодействия, основные научные подходы к пониманию психического развития в разных возрастах, структуру и факторы процесса учения и развития личности в целенаправленном воспитании, иметь основные общие и конкретные знания по преподаваемым психологическим дисциплинам.

Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучения дисциплины «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» определяют качество освоения последующих дисциплин ООП магистратуры: «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» и педагогическая практика.

 

 

3. Требования к освоению дисциплины «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

  • совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК- 1);

  • самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

  • активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

  • свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК -4);

  • использованию на практике навыков и умений в организации и управлении коллективом (ОК- 5);

  • принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация (ОК- 6);

  • адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК -7);

  • позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК -8);

  • использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК - 10)

  • оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК - 11)

Выпускник должен обладать следующимипрофессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

  • обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);

  • разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств
    (ПК-2);

  • совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

  • созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

  • определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

  • модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

  • анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био - психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

  • профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

  • выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

  • овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

  • сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в

  • психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

  • подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

в практической деятельности:

способностью и готовностью к:

  • созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

  • комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);

  • разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);

в проектно – инновационной деятельности:

способностью и готовностью к:

  • постановке инновационных профессиональных задач в области научно –исследовательской и практической деятельности (ПК-22);

  • проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);

  • выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);

  • созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью к:

  • участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

  • проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

  • подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);

  • обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

  • руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);

  • участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

  • просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32).

 

В результате освоения дисциплины «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» обучающийся должен:

знать:

  • цели преподавания психологии, их виды и способы задания и умениями их реализовывать при проектировании и проведении обучения разным психологическим дисциплинам;

  • особенности и пути реализации обще­дидактических и психолого-педагогических принципов задания со­держания обучения применительно к разработке содержания обучения психологии и умений применять их при разработке содержания обучения разным психологическим дисциплинам;

  • особенности выбора и реализации методов, форм и средств обучения психологии, компетенций планирования и организации различных форм занятий с учетом специфики психологических зна­ний и умений.

уметь:

  • задавать цели обучения различным психологическим дисциплинам

  • учащихся в виде формирования способностей решать психологические задачи в составе профессиональных компетенций, которым они обучаются как будующие психологи, учителя, врачи, управленцы, работники сферы услуг.

  • разрабатывать и модифицировать программы и содержание обучения

  • курсов психологии для различных ситуаций обучения;

  • планировать, готовить и реализовывать процесс обучения психологииразными методами, в разных формах и с помощью разных средства.

владеть:

  • умениями реализовывать цели преподавания психологии при проектировании и проведении обучения разным психологическим дисциплинам;

  • навыками межличностного общения в процессе реализации педагогической деятельности;

  • навыками разрешения конфликтов между субъектами педагогической деятельности;

  • техникой мотивационного и эмоционального настроя на проведение занятий со студентами.

 

 

    1. Общая трудоемкость и содержание дисциплины «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

 

 

 

 

 

 

 

 

очное отделение:

п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум/Лабораторные занятия

Практическ.занятия /

семинары

 

Интерактив

1

Курс преподавания психологии как основаподготовки к педагогической работе

1

12

1

-

3

2

6

 

 

контрольная работа

2

Цели обучения психологии

1

<p class="western" style="page-break-inside: avo

Я хочу поступить

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.