Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА»

 

Факультет психологии

 

 

«Утверждено»

На заседании кафедры общей психологии

от «27» июня 2013 г. протокол № 5

Заведующий кафедрой:

кандидат психологических наук,

профессор Иванов Ф.Е.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

 

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

030300 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Профиль

«Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование», «Юнгианская психотерапия», «Трансперсональная психология», «Социальная психология в бизнесе», «Консультативная психология», «Когнитивная психология общения», «Психология индивидуальных различий: наука и практика», «Социальная психология развития», «Психология и психотерапия аддикций» и «Психология экстремальных и критических ситуаций».

 

 

Квалификация (степень) выпускника «Магистр»

 

 

Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

 

 

 

 

Автор:доктор психологических наук, профессор Немов Р.С.

 

 

Москва

2013

Составитель рабочей программы – доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии личности Московского института психоанализа Немов Роберт Семенович.

Программа включает в себя формулировку целей освоения дисциплины; определение места дисциплины в структуре ООП магистратуры и компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

 

 

Рецензент: доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической психологии Московского психолого-социального университета Григорович Любовь Алексеевна.

 

 

Печатается по решению кафедры общей психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» 2013 г.

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

 

Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с основами организации и планирования теоретических и эмпирических исследований научного и прикладного характера в области психологии.

Задачи дисциплины:

  1. формирование у студентов представления о том, какие существуют виды теоретических и эмпирических исследований в области психологии;

  2. освоение требований, предъявляемых к различным видам психологических теоретических и эмпирических исследований;

  3. ознакомление с основами планирования различных видов исследований в психологии;

  4. формирование умений, касающихся организации и планирования психологических исследований;

  5. получения достаточно представления о том, каким образом результаты психологических исследований внедряются в практику;

  6. освоение слушателями средств контроля и оценки правильности организации и проведения теоретических и эмпирических исследований в области психологии.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

 

Учебная дисциплина «Планирование теоретического и эмпирического исследования» относится к базовой части общенаучного цикла. Она обеспечивает общую концептуальную и практическую готовность магистранта к организации научных, теоретических и эмпирических исследований различных типов.

Учебная дисциплина является основой подготовки обучающихся к организации и проведению самостоятельных научных, фундаментальных и прикладных исследований в области современной психологии.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания, умений и компетенции, полученные в рамках изучения учебных дисциплин по курсам «Философия», «Общая психология», «Общепсихологический практикум», «Методологические основы психологии», «Психодиагностика», «Психология личности», «Экспериментальная психология» и «Математические методы в психологии».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – высшее образование (степень бакалавра, магистра или специалиста). Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» должны иметь представление о методологии и содержании научного знания по психологии, ориентироваться в основных научных направлениях отечественной и зарубежной социальной психологии, знать теоретические и экспериментальные исследования по разной психологической проблематике.

Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучению дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования», определяют качество освоения последующих дисциплин: «Методологические проблемы психологии», «Актуальные проблемы общей психологии», «Теория и практика психодиагностики», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», «Статистические методы в психологии».

 

3. Требования к освоению дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования».

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- совершенствование интеллектуального и общекультурного уровня (ОК – 1);

- активное общение в научной сфере деятельности (ОК – 3);

- принятия ответственности за организацию и проведение теоретических и эмпирических исследований в рамках профессиональной компетенции (ОК- 6);

- адаптация к новым ситуациям, связанным с организацией и проведением современных научных психологических исследований, переоценка уже накопленного опыта, его дальнейшее совершенствование (ОК – 7);

- оформление и представление в устной и письменной форме результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований (ОК – 11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

- способность к обоснованию гипотез и постановке задач теоретических и эмпирических психологических исследований (ПК – 1);

- разработка программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК – 2);

- овладение навыками анализа своей исследовательской, теоретической и эмпирической деятельности как профессионального психолога (ПК – 11);

в практической деятельности:

  • диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

в проектно – инновационной деятельности:

  • выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);

  • созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25).

 

В результате освоения дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» должен:

знать:

  • виды научных исследований, существующие в современной психологии, и их назначение;

  • основные требования, предъявляемые к современным научным теоретическим и эмпирическим психологическим исследованиям;

  • типы задач, решаемых с помощью различных видов теоретических и эмпирических исследований;

  • организационно-методические основы научно-исследовательской и прикладной (практической) работы в области психологии;

  • процедуры и технику организации и проведения различных видов теоретических и эмпирических исследований;

уметь:

  • самостоятельно организовывать и проводить теоретическое или эмпирическое исследование;

  • обрабатывать и представлять в различной форме результаты проведенного исследования;

  • умело использовать различные формы и процедуры организации и проведения теоретических и эмпирических исследований;

  • анализировать и оценивать результаты проведенных научных исследований;

  • критически оценивать проведенные теоретические исследования с точки зрения предъявляемых к ним требований.

владеть:

  • основами организации и проведения теоретических и эмпирических исследований;

  • процедурами, связанными с подготовкой организацией и проведением различных видов научных исследований;

  • методикой планирования научных исследований, включая оценку требуемых для них ресурсов и времени;

  • исследовательскими и психодиагностическими методиками, применяемыми в различных видах теоретических и эмпирических исследований;

  • способами подбора испытуемых для различных видов эмпирических исследований и основами психологической работы с ними;

  • средствами текущего контроля и итоговой оценки результатов проведенных исследований.

 

    1. Общая трудоемкость и содержание дисциплины «Планирование теоретических и эмпирических исследований»составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

 

Очное отделение:

 

п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /

семинары

 

Интерактив

1

Введение в научное психологическое исследование

1

12

1

-

2

2

6

 

 

 

2

Требования, предъявляемые к различным видам исследований

1

12

1

-

2

2

6

 

 

 

3

Выбор темы, формулировка проблемы и гипотез научного исследования

1

12

1

1

2

2

6

 

 

 

 

<p class="west

Я хочу поступить

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.