Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА»

 

Факультет психологии

 

 

«Утверждено»

На заседании кафедры социальной психологии

от «21» июня 2013 г. протокол № 5

Заведующий кафедрой:

доктор психологических наук,

профессор Булгаков А.В.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ »

 

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

030300 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Профили

«Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование», «Юнгианская психотерапия», «Трансперсональная психология», «Социальная психология в бизнесе», «Консультативная психология», «Когнитивная психология общения», «Психология индивидуальных различий: наука и практика», «Социальная психология развития», «Психология и психотерапия аддикций» и «Психология экстремальных и критических ситуаций».

 

 

Квалификация (степень) выпускника «Магистр»

 

 

Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

 

 

 

Автор: доктор психологических наук, профессор Булгаков А.В.

 

 

 

Москва

2013

Составитель рабочей программы – профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедры социальной психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» Булгаков Александр Владимирович.

Программа включает в себя формулировку целей освоения дисциплины, определение места дисциплины в структуре ООП магистратуры и компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

 

Рецензент: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Московского государственного областного университета (МГОУ)

 

 

Печатается по решению кафедры социальной психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»

 

© НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» 2013 г.

© Булгаков А.В.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины: ориентирование студентов в современном проблемном поле социальной психологии, ознакомление обучающихся с концептуальными основами научных школ, теорией и методологией социальной психологии; формирование аутопсихологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных систем становления и развития личности, групп, сообществ в социуме; подготовить обучающихся к применению современных социально-психологических теорий, методов и ряда наиболее часто используемых методик; формирование навыков психологической культуры в процессе проведения социально-психологических исследований.

Задачи дисциплины:

1) провести обзор основных проблем развития социальной психологи как науки в ее онтогенезе;

2) сформировать у обучаемых умения комплексно анализировать методологические основания социально-психологических концепций и исследований; избирать и формировать релевантные методологические позиции собственных психологических исследований;

3) сформировать и развить профессиональную компетентность в области анализа социально-психологических явлений и теорий; вооружить студентов знаниями узловых проблем теории, основных методов и рабочих понятий социально-психологического исследования, актуализировать опыт работы с научными источниками различных информационных систем;

4) сформировать у студентов навыки разработки программы конкретного социально-психологического исследования, его практического проведения в практике профессиональной деятельности;

5) сформировать внутреннее понимание необходимости овладения как классическими социально-психологическими теориями, так и современными теоретическими концепциями, сформировать умение видеть и формулировать их взаимосвязь и отличия.

 

2. место дисциплины в структуре ООП магистратуры

 

Учебная дисциплина «Научные школы и теории социальной психологии» относится к вариативной части профессионального цикла. Она обеспечивает формирование глубоких научных знаний, накопленных в отечественной и зарубежной социальной психологии, ее принципах и методах, а также об основных сферах и способах применения социально-психологического знания на практике, представление об основных проблемах современной социальной психологии,

Учебная дисциплина является основой подготовки обучающихся к организации и проведению самостоятельных научных и прикладных исследований в области социальной психологии.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания, умения и компетенции, полученные в рамках изучения учебных дисциплин по курсам «Философия», «Социология», «Социальная психология», «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Психология личности», «Экспериментальная психология» и «Качественные и количественные методы исследований в психологии».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – высшее образование (степень бакалавра, магистра или специалиста). Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Научные школы и теории социальной психологии» должны иметь представление о методологии и содержании социально-психологического знания, ориентироваться в основных научных направлениях отечественной и зарубежной социальной психологии, знать теоретические и экспериментальные исследования по разной психологической проблематике.

Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучению дисциплины «Научные школы и теории социальной психологии», определяют качество освоения последующих дисциплин: «Методологические проблемы психологии», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории современной психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Статистические методы в психологии» и «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Научные школы и теории социальной психологии»

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

  • адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

  • оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

  • сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-13);

  • подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

в практической деятельности:

способностью и готовностью к:

  • постановке прикладных задач в определнной области применения психологии (ПК-16).

в проектно-инновационной деятельности:

способностью и готовностью к:

  • постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью к:

  • участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

в организационно-управленческой деятельности

способностью и готовностью к:

  • установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-36).

В результате освоения дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» должен:

знать:

  • современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной социальной психологии;

  • основные технологии социально-психологического воздействия на разных этапах развития индивида и личности.

уметь:

  • анализировать и сопоставлять социально-психологические теории в динамике развития психологической науки;

  • выявлять специфику психического функционирования человека с учетом включенности в различные социальные группы и сообщества, ситуации и факторов риска.

владеть:

  • приемами комплексного социально-психологического воздействия на личность в группе, группу, организацию.

 

    1. Общая трудоемкость и содержание дисциплины «Научные школы и теории социальной психологии» составляет 3 зачетные единицы(108 часа)

 

Очное отделение:

 

п/п

Разделы и темы

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /

семинары

 

Интерактив

 

 

 

Раздел 1. Введение в курс «Научные школы и теории социальной психологии»

-

-

-

-

-

-

-

 

 

 

1

Тема 1. Понятие научной школы в психологии. Состояние теоретического знания в социальной психологии

1

17,5

2,5

-

3

3

9

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Основные научные школы и теории социальной психологии

-

-

-

-

-

-

-

 

Я хочу поступить

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.