Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА»

 

Факультет психологии

 

 

«Утверждено»

На заседании кафедры общей психологии

от «27» июня 2013 г. протокол № 5

Заведующий кафедрой:

кандидат психологических наук,

профессор Иванов Ф.Е.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ»

 

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

030300 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Профили

«Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование», «Юнгианская психотерапия», «Трансперсональная психология», «Социальная психология в бизнесе», «Консультативная психология», «Когнитивная психология общения», «Психология индивидуальных различий: наука и практика», «Социальная психология развития», «Психология и психотерапия аддикций» и «Психология экстремальных и критических ситуаций».

 

 

Квалификация (степень) выпускника «Магистр»

 

 

Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

 

 

 

Автор: кандидат психологических наук

доцент Демидов А.А.

 

 

 

Москва

2013

 

Составитель рабочей программы – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» Демидов Александр Александрович.

Программа включает в себя формулировку целей освоения дисциплины; определение места дисциплины в структуре ООП магистратуры и компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

 

 

Рецензент: заведующий кафедрой общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор психологических наук, профессор Прохоров Александр Октябринович.

 

 

Печатается по решению кафедры общей психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»

 

 

© НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» 2013 г.

1. Цели освоения дисциплины

 

Цели освоения дисциплины - развитие у обучающихся методологической культуры мышления, понимания особенностей научного познания, его возможностей и ограничений, специфики психологического знания и способов его получения и обоснования.

Дисциплина знакомит обучающихся с наиболее общими путями и средствами исследования в психологии, организацией психологического знания, процессами его порождения и развития. Особое внимание студентов обращается на методологические основания собственных исследовательских – магистерских работ. Овладение методологическим знанием и навыками его использования позволит более осмысленно и глубоко ставит проблемы психологического исследования/практики, находить эмпирический материал и теоретические концепции его понимания.

Задачи дисциплины:

  1. продемонстрировать актуальность и значимость методологической культуры мышления психолога-исследователя и психолога-практика в его профессиональной деятельности;

  2. познакомить обучающихся с проблемами демаркации научного познания от ненаучного и вненаучного (на примере психологической науки);

  3. познакомить обучающихся с историческими тенденциями развития методологической рефлексии научного знания и их отражения в историческом развитии психологической науки;

  4. познакомить обучающихся с проблемами нахождения психологической наукой объекта своего изучения и принципиальных подходов его познания;

  5. познакомить обучающихся с методологическими основаниями основных психологических школ XIX-XXI вв.;

  6. сформировать у обучающихся профессиональные умения и навыки методологической рефлексии теоретических концепций (теорий) и конкретных эмпирических (экспериментальных) исследований, их анализа и сопоставления.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Методологические проблемы психологии» относится к базовой части общенаучного цикла ООП магистратуры.

Учебная дисциплина является основой подготовки обучающихся к планированию, организации и выполнению собственной научно-исследовательской работы.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания, умения и компетенции, полученные в рамках изучения учебных дисциплин по курсам «Философия», «Общая психология», «Профессиональная этика», «Общепсихологический практикум», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Психодиагностика», «Психология личности», «Экспериментальная психология» и «Математические методы в психологии».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – высшее образование (степень бакалавра, магистра или специалиста). Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Методологические проблемы психологии» должны иметь представления об основных психологических школах XIX-XX вв., планировании и проведении психологических исследований, а так же, об основных закономерностях развития и функционирования психических явлений.

Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучения дисциплины «Методологические проблемы психологии», определяют качество освоения последующих дисциплин «Планирование теоретико-эмпирического исследования», «Научные школы и теории в современной психологии», а также способствуют успешной подготовке и выполнению научно-исследовательской работы и прохождению научно-исследовательской практики.

 

3. Требования к освоению дисциплины «Методологические проблемы психологии»

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

  • способностью и готовностью к совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК- 1);

  • способностью и готовностью к самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

  • способностью и готовностью к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК- 5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

  • способностью и готовностью к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);

  • способностью и готовностью к совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

  • способностью и готовностью к созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

  • способностью и готовностью к определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

  • способностью и готовностью к модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

  • способностью и готовностью к сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

  • способностью и готовностью к подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

  • способностью и готовностью к подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

  • способностью и готовностью к планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);

в практической деятельности:

способностью и готовностью к:

  • способностью и готовностью к постановке прикладных задач в определенной области применения психологии (ПК-16);

в проектно–инновационной деятельности:

способностью и готовностью к:

  • способностью и готовностью к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22);

  • способностью и готовностью к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью к:

  • способностью и готовностью к обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

  • способностью и готовностью к руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью и готовностью к поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36).

В результате освоения дисциплины «Методологические проблемы психологии» студент должен

знать: основные понятия методологического анализа научной деятельности, историческое развитие методологической рефлексии научного познания, специфику психологического познания;

уметь: критически анализировать методологические основания конкретных научно-исследовательских работ в психологии;

владеть: применять полученные знания по методологии психологии в собственной научно-исследовательской деятельности.

 

    1. Общая трудоемкость и содержание дисциплины «Методологические проблемы психологии» составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

 

Очное отделение:

п/п

Разделы и темы

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /

семинары

 

Интерактив

1

Научное познание и его специфические признаки

1

9

2

-

2

3

5

 

 

устный опрос

2

Методология научного познания

1

9

2

-

2

-

5

 

 

устный опрос

3

Основные характеристики психологии как науки

1

9

1

-

2

3

5

 

 

устный опрос

4

Основные составляющие научной деятельности и ее характеристика

1

9

1

-

2

2

5

 

 

устный опрос

5

Основные исследовательские парадигмы в психологии

1

9

1

-

2

2

4

 

 

письменный опрос

6

Объяснительные принципы в психологии

1

9

1

-

2

-

4

 

 

устный опрос

7

Базовые категории психологической науки

1

9

1

-

2

-

4

 

 

устный опрос

8

Методологическая характеристика основных психологических течений

 

 

 

9

1

-

2

-

4

 

 

реферат

 

ИТОГО

 

 

 

72

10

-

16

10

36

 

 

экзамен

 

Очно-заочное отделение:

п/п

Разделы и темы

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

<p class="wester

Я хочу поступить

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.