Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

ДЕТСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА»

 

Факультет психологии

 

 

 

«Утверждено»

На заседании кафедры общей психологии

от «27» июня 2013 г. протокол № 5

Заведующий кафедрой:

кандидат психологических наук,

профессор Иванов Ф.Е.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ДЕТСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

030300 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Профили

«Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование», «Юнгианская психотерапия», «Трансперсональная психология», «Социальная психология в бизнесе», «Консультативная психология», «Когнитивная психология общения», «Психология индивидуальных различий: наука и практика», «Социальная психология развития», «Психология и психотерапия аддикций» и «Психология экстремальных и критических ситуаций».

 

 

 

Квалификация (степень) выпускника «Магистр»

 

 

Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

 

 

 

 

Автор: кандидат психологических наук, доцент

Фомичева Н.С.

 

 

 

Москва

2013

Составитель рабочей программы – кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» Фомичева Наталья Сергеевна.

Программа включает в себя формулировку целей освоения дисциплины; определение места дисциплины в структуре ООП магистратуры и компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

 

 

Рецензент:

 

 

 

Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»

© НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» 2013 г.

© Фомичева Н.С.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цели освоения дисциплины – формирование способности обучающихся ориентироваться в методологических проблемах возрастной психологии, а также в проблемах психического развития современного человека на различных этапах онтогенеза, создание аналитического подхода к исследованию человека с точки зрения представлений о психологическом возрасте, который отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых условиях.

Задачи дисциплины:

  1. изучение механизмов, закономерностей и особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств отражательной деятельности мозга, изучении природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее возрастного развития;

  2. формирование системы знаний об общих и индивидуальных нормах развития и психологическом содержании различных возрастных периодов;

  3. формирование у студентов системы базовых понятий;

  4. формирование способностей применения знаний, полученных в ходе изучения курса в практической деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

 

Дисциплина «Детская и возрастная психология» относится к вариативной части общенаучного цикла структуры ООП магистратуры.

Учебная дисциплина является основой подготовки обучающихся к постановке и решению проблем, связанных с дальнейшей разработкой актуальных тем и направлений исследований в возрастной психологии, с ориентацией в проблеме взаимодействия и понимания культурно-специфических аспектов общения представителей разных возрастных групп.

Базовыми для данной дисциплины являются курсы «Философия», «Общая психология», «Педагогика», «История психологии», «Психология личности» и «Социальная психология», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы» Для успешного освоения дисциплины «Детская и возрастная психология» необходим уровень знаний, умений и компетенций, полученных в рамках изучения перечисленных учебных дисциплин.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – высшее образование (степень бакалавра, магистра или специалиста). Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Детская и возрастная психология» должны иметь представление о методологии и содержании научного знания по психологии развития, ориентироваться в основных научных концепциях и теориях отечественной и зарубежной психологии развития, знать механизмы процесса социализации.

Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучению дисциплины «Детская и возрастная психология», определяют качество освоения последующих дисциплин магистратуры: «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога»,

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Детская и возрастная психология».

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

 

 

- совершенствование своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК- 1);

- самостоятельное овладение новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

- активное общение в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

- адаптация к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК -7);

- использование знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК - 10);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

- выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью к:

- просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32).

В результате освоения дисциплины «Теория и практика психодиагностики» обучающийся должен:

знать:

  • об основных психологических теориях развития в зарубежной и отечественной психологии;

  • о развитии психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций

  • о взаимосвязи психического развития, деятельности, общения и обучения;

  • об основных методах исследования развития психики человека;

  • о психологических новообразованиях возрастных периодов;

  • о содержании основных возрастных кризисов и психологических особенностях развития человека в разных возрастах;

уметь:

  • использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности;

  • определять уровень личностного и познавательного развития одаренных детей;

  • определять причины отклоняющегося поведения подростка;

  • определять возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления;

  • определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути;

  • организовывать и проводить возрастно-психологическое консультирование.

владеть:

- методами проведения научного исследования, используемых в детской и возрастной психологии.

 

    1. Общая трудоемкость и содержание дисциплины «Детская и возрастная психология» составляет 3 зачетные единицы (108 часа).

 

 

 

 

Очное отделение:

п/п

Разделы и темы

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /

семинары

 

Интерактив

 

 

 

Раздел 1. Теоретические проблемы детской и возрастной психологии

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

1.

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1

11

2

-

3

2

4

 

 

 

2.

Тема 2. Проблема периодизации психического развития

1

10

2

-

2

2

4

 

 

 

 

 

3.

Тема 3. Теории детского развития в зарубежной психологии

1

9

1

-

2

2

4

 

 

 

 

 

4.

Тема 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка

1

8

1

-

2

1

4

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Особенности психического развития в детском возрасте

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Тема 5. Младенчество

1

6

1

-

1

1

3

 

 

 

6.

Тема 6. Ранний возраст

1

7

1

-

1

1

4

 

 

 

7.

Тема 7. Дошкольный возраст

1

7

1

-

1

1

4

 

 

 

8.

Тема 8. Младший школьный возраст

1

<p class="western"

Я хочу поступить

* Поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения.